Что дает Дистанция для руководителя?
Автор: Юлия Попова, проф. Н.И. Козлов
Университет практической психологии
Все коммерческие компании стремятся увеличить прибыль. Как убедиться, что работники способны реализовать стратегию компании, достичь показателей, вырасти в новых лидеров? Под эту задачу в компаниях проводят оценку персонала. Оцениваются и функциональные показатели, и поведенческие компетенции.
Но как эффективно развивать необходимые поведенческие компетенции? На этот вопрос хороших ответов нет.
Один из вариантов ответа мы дать можем — это Дистанция, программа развития жизненных навыков, разработанная ректором Университета практической психологии, профессором Н.И. Козловым. Более 15 лет практики показали, что выполнение упражнений, предлагаемых на Дистанции, развивает у руководителя важнейшие базовые компетенции.
Подчеркнем — базовые, но не узкоспециальные компетенции. На Дистанции не развиваются такие компетенции, как, например, Понимание бизнеса, Управление в неопределенных ситуациях и Управление инновациями.
Специализация Дистанции — базовые компетенции, необходимые руководителям всех уровней независимо от их конкретных функций и управленческих задач.
В крупных холдингах нас, резервистов-управленцев, учат стратегическим, функциональным навыкам, но не обучают навыкам развития отношений, умению сотрудничать, владению собой (спокойное присутствие, общение без конфликтогенов), умению организовывать отдых. Отсюда парадокс: многие руководители умеют прекрасно справляться с тайм-менеджментом, но при этом отдых, к примеру, у них не предусмотрен и ими незаслуженно игнорируется. Результат — хроническая усталость, снижение энергии и работоспособности руководителя, профессиональное выгорание.
Добавлю, что по мере продвижения наверх приобретают большую значимость поведенческих компетенций и снижается значимость технических навыков. Становится все более заметным умение или неумение взаимодействовать с людьми.
Кого назначить директором или даже вице-президентом по информационным технологиям? Блестяще одаренного специалиста, который не способен найти общий язык с коллегами или достаточно квалифицированного сотрудника, который прекрасно ладит с коллегами, владеет собой, умеет управлять умными людьми?
В этой статье я определила два важных момента: первое — упражнения Дистанции, в первую очередь необходимые руководителям, и второе — рекомендованный порядок их прохождения.
Выбор упражнений основывался на опыте развития резервистов-управленцев в крупных холдингах, кроме того, я опиралась на справочные материалы компании Ломингер.
Ключевые компетенции для руководителей, в развитии которых помогает Дистанция, это:
- Управление людьми
- Управление задачами (включает ориентацию на результат, ТМ, постановку целей)
- Навыки переговоров
- Стратегическое мышление
- Построение отношений с коллегами равными по статусу, вышестоящими руководителями.
Ломингер выделяет это в отдельную компетенцию и уточняет, что она имеет высокий вес для перехода в топ-руководители (вице-президенты крупных холдингов и корпораций). В российских компаниях этому уделяется недостаточное внимание, и этот навык рассматривается только как один из индикаторов компетенции.
Какие же упражнения Дистанции развивают эти и другие, важные в работе руководителя компетенции? А также в каком порядке их рекомендовано проходить?
В первую очередь я назову следующие упражнения:
- ОЗР Результатника
- Результатник
- Тайм менеджмент
- Умею отдыхать
- Диалог
- Когда критикую я
- Цели и задачи ближние
- Речь руководителя
- Спокойное присутствие
- Нет категоричности
- Аутогенная тренировка
- Армейская четкость
- Если бы я любил
- Думаю на шаг вперед
- Энергия голоса
- Скрытые внушения
- Принятие решений
- Руководитель
- Благодарность руководителя
- Статусное поведение
- Смысл: волшебный вопрос «Зачем»?
Важно: как бы ни хотелось руководителю сразу приступить к работе именно над этими упражнениями, это было бы ошибкой. Лобовая атака здесь не пройдет. Начинать нужно с классики, выработанной годами практики: с подготовительных упражнений, общих для всех, вступающих на путь Дистанции. Подробности — у ведущего вашей Дистанции.
И обязательно посмотрите статью «Бизнес-компетенции и упражнения Дистанции»