Классический и современный гуманизм. Новая этика
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Если психологи хотят понимать друг друга, им нужно договариваться, какое содержание имеют хотя бы ключевые для них слова. К таким словам относятся понятия «гуманизм», «человечность» с его вариантами «гуманно», «по-человечески». Тем более важно нам всем услышать друг друга и понимать схожим образом: «А как это, по-человечески?».
А трудность в том, что представление о гуманизме, которое формировало европейскую культуру с 15 по середину 20 века, и гуманизм, который есть сейчас, похожи друг на друга, как чёрное и белое. Тот, классический гуманизм, за пять веков современную европейскую культуру сформировал. Современный гуманизм ее отменяет. Сторонники того и другого направления не только не понимают друг друга, но открыто враждуют и воюют друг с другом на уничтожение. Их ценности — противоположны.
Классический гуманизм, поднявший голову в эпоху Возрождения, возродил дух Античности, где центр духовной жизни занимала не религия, а наука, а в центре искусства и культуры находился не бог и не король, а умный, красивый и свободный человек. Порхнув легким ветерком в конце 14 века, в 16 веке гуманизм в Европе уже имел крепкие корни. «Люди с рождения равны в своих правах» — писал Эразм Ротердамский, «Земля крутится вокруг Солнца!» — восклицал Джорджано Бруно, «Самое дорогое, это принадлежать самому себе!» — улыбался Мишень Монтень, «Человек есть мера всех вещей!» — вслед за Протагором повторял и пел в своих любовных стихах Петрарка. Я перечислю и многих других родоначальников классического гуманизма, вы их знаете: Вильям Шекспир, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Мигель Сервантес, Данте, Вольтер. Достойные люди, коллеги!
Так родилось гуманистическое мировоззрение, которое утверждало: человек — это венец мироздания, и мерой всего является человек разумный. Гуманизм провозгласил, что люди рождены для счастья, имеют право на свободу и познание мира, могут принимать свои собственные решения, жить по собственному разумению, сами устанавливать порядки в своей семье и законы в своей стране. При этом умные и сильные люди понимали, что чудес не бывает, и за это им придется платить. Это — естественно. Ты можешь выбирать сама, чему и как ты хочешь учиться, но за учебу нужно платить. Гуманизм — это освобождение умных и сильных людей, которые принимают ответственность за свою жизнь, и свой путь каждый оплачивает сам.
Это — классический гуманизм. Но, как я уже сказал, сегодня классического гуманизма уже не существует, и его место занял современный гуманизм: новая этика. Слово гуманизм осталось, а содержание изменилось радикально. В чем оно изменилось? Раньше гуманизм был факелом разума. У новой этики в почете не разум, а сердце: милосердие и чувство жалости. Классический гуманизм заботился о лучших: о самых сильных, умных, трудолюбивых, творческих и перспективных. Новая этика заботится о других людях: о самых слабых, беззащитных и несчастных. Поэтому, согласно новой этике, все дельные и умные обязаны платить за ленивых и бездельников.
Новая этика законодательно обязывает работодателя брать на работу не того, кто ему больше подходит, а ленивого и малоквалифицированного мигранта. Мигранты — это же меньшинства, о меньшинствах нужно заботиться в первую очередь. Вас обяжут взять на работу женщину и афроамериканку. Женщину — потому что женщины слабые, а афроамериканку, потому что негров раньше угнетали, значит сейчас им нужно дать преимущество. Слабым и несчастным — преимущества. За чей счет — за счет умных и сильных.
Поступившие в университет студенты требуют, чтобы все образование теперь было только бесплатным. Денег у них нет, но они же хотят учиться! Значит, через налоги возьмем деньги у тех, у кого деньги есть, и оплатим учебу тем, кому работать лень.
Безработные настаивают, чтобы им выплачивали достойное пособие и не принуждали к работе. Они же все равно имеют право на достойную жизнь! А из каких денег выплачивать им пособие? Конечно, из ваших денег!
Молодые пары обвиняют родителей, почему те не хотят покупать им квартиру и не сидят с их детьми — они же обязаны, ведь им же тяжело!
Ребенок тридцати трех лет от роду лежит на диване, играет в танчики и работать не хочет, потому что у него как-то все не складывается. У ребенка на душе плохо, поэтому его должны обслуживать те, кто на душу не жалуется и готовы работать. Мама, у тебя сердце есть? Оплачивай его трудную жизнь лежания на диване! Современный гуманизм будет укорять маму, если она не хочет содержать своего ленивца.
Девушки теперь могут, если захотят, служить в армии. Девушки приходят в армию по контракту, но начинают кричат: «Измените нам армию!». Почему? Потому что им тут тяжело. То есть они же хуже каких-то мужчин, поэтому в армии им быть хочется. Но если в армии тяжело, не они должны этому соответствовать, а для них нужно изменить армейские порядки. И за это кто-то должен платить. Состоятельный, должен оплачивать желания несостоятельных.
Что это? Это современный гуманизм и это уравнительный социализм в чистом виде. Товарищ Швондер, персонаж булгаковского «Собачьего сердца», переоделся в Робин Гуда, раскулачил зажиточных и раздал все бедным. Мы это проходили, кончается всегда одинаково: всеобщей нищетой. И именно это — суть современного гуманизма.
Современный гуманизм отменил свободу моего личного выбора: теперь меня обязывают платить за чужую свободу, за чужие выборы и чужие проблемы. Сегодня трудолюбивые обязаны содержать ленивых, сильные обязаны платить за слабых, люди организованные должны оплачивать ляпы людей неорганизованных, порядочные платят за проблемы людей непорядочных. Я против.
Мир сходит с ума. Гуманизм не должен превращаться в уравнительный социализм. Это неправильно, это несправедливо и недальновидно. Порядочные люди всегда хотят заботиться о слабых, больных и беспомощных, но они имеют право сами решать этот вопрос. Я считаю себя обязанным помогать только тем, кто этого заслужил. Граждане сами имеют право решать: о ком, когда и как они будут заботиться. За них решать этот вопрос нельзя, иначе общество скоро станет больным.
Читайте далее: «Современный гуманизм порождает больное общество»