Классический и современный гуманизм. Новая этика

17 января 2023 г., 16:46

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Если психологи хотят понимать друг друга, им нужно договариваться, какое содержание имеют хотя бы ключевые для них слова. К таким словам относятся понятия «гуманизм», «человечность» с его вариантами «гуманно», «по-человечески». Тем более важно нам всем услышать друг друга и понимать схожим образом: «А как это, по-человечески?».

А трудность в том, что представление о гуманизме, которое формировало европейскую культуру с 15 по середину 20 века, и гуманизм, который есть сейчас, похожи друг на друга, как чёрное и белое.  Тот, классический гуманизм, за пять веков современную европейскую культуру сформировал. Современный гуманизм ее отменяет. Сторонники того и другого направления не только не понимают друг друга, но открыто враждуют и воюют друг с другом на уничтожение. Их ценности - противоположны.

Значит, нужно разбираться. Значит, нужно вспомнить, откуда и как рождалось такое направление мысли, как гуманизм.

Средневековье не знало никакого гуманизма, но люди жили, надо сказать, неплохо. Да, были войны, голод и болезни, но Европа была лесистой и цветущей. Колосились поля, сельчане варили пиво и делали из винограда молодое вино, горожане возводили мосты и строили дома, дворцы и храмы. Светило солнце, дул теплый ветер, люди влюблялись и женились – жизнь шла своим чередом.

Регулярные праздники часто сочетались с кострами, на которых жгли еретиков. Оказаться еретиком было легко: слишком умный – значит, еретик. Женщины чаще оказывались ведьмами, но их проверяли не огнем, а водой. Брали рыжую (они почти всегда ведьмы), связывали и кидали в воду. Если женщина тонула, то все вздыхали с облегчением - слава богу, не ведьма; если выплывала - ее отправляли на костер. Все продумано, в любом случае не ошибешься.

Это время можно назвать темным временем, поскольку грамоте учились в основном при монастырях, вольнодумство не приветствовалось, а быть ученым было опасно, но праздников тогда было не меньше, чем сейчас, а ритм жизни был куда как более размеренный…

Какого гуманизма им еще было нужно?

Но иногда, в тайниках монастырей, люди вдруг находили рукописи, в которых звучали для них такие имена, как Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Архимед, Евклид и Гиппократ. Находили тексты самих этих древнегреческих философов, ученых и врачей. Находили свитки с Иллиадой и Одиссеей, речи Цицерона и любовную лирику Сапфо.

И иногда из земли выкапывали скульптуры обнаженных и полуобнаженных людей удивительной красоты: Амур и Психея, Аполлон и Геркулес, Три грации, Венера, Афродита и богиня победы Ника…

Крестьяне плевались, женщины крестились, но были и другие: те, кто-то античные памятники пытался сохранить – и сохранял, несмотря на опасность попасть в руки святейшей инквизиции.

Гуманизм родился как воспоминание о духе Античности. По найденным рукописям, по втайне откопанным статуям люди новой эпохи пытались воссоздать тот потерянный, но прекрасный мир. Мир Античности, где центр духовной жизни занимала не религия, а наука, где в центре искусства и культуры находился не бог и не король, а умный, красивый и свободный человек.

Это хорошая подсказка: если вы хотите лучше понять, что из себя представлял европейский гуманизм, постарайтесь познакомиться с ценностями и образом жизни Древней Греции.

Гуманизм был нужен не всем, но кому-то он был очень нужен. Всегда появлялись люди, которым казалось, что жизнь не должна сводиться к служению королю и покаянию за свои грехи. Им с детства говорили, что люди отличаются только количеством грехов, а они хотели верить, что люди рождены для счастья, имеют право на свободу, могут принимать свои собственные решения, жить по собственному разумению, сами устанавливать порядки в своей семье и законы в своей стране, - могут слушаться не кого-то, а только голоса собственного разума.

Порхнув легким ветерком в конце 14 века, в 16 веке гуманизм в Европе уже имел крепкие корни. Гуманизм зарождался на кафедрах университетов, поднимался и когда-то гас, но постепенно все больше людей хотело изучать жизнь человека, каков он есть, а не только божественные о нем предписания; все больше людей претендовало на счастье не только там, после смерти, а здесь, в этой жизни и в этом прекрасном мире. «Люди с рождения равны в своих правах» - писал Эразм Ротердамский, «Земля крутится вокруг Солнца!» - восклицал Джорджано Бруно, «Праздность человека есть проявление его свободы, а самая великая вещь – принадлежать самому себе!» - улыбался Мишень Монтень, «Человек есть мера всех вещей!» - вслед за Протагором повторял и пел в своих любовных стихах Петрарка. Я перечислю и многих других родоначальников классического гуманизма, вы их знаете: Вильям Шекспир, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Мигель Сервантес, Данте, Вольтер. Достойные люди, коллеги!

Так родилось гуманистическое мировоззрение, которое утверждало: человек — это венец мироздания. Мерой всего является человек разумный, он имеет право на свободу, счастье и познание мира.

Все прекрасно, кроме одного: этого гуманизма сегодня не существует. Где-то вначале 20-го века в Европе начались интересные процессы и, оставляя слово гуманизм, из его содержания стали вынимать одни смысловые кирпичики и вставлять вместо них другие. В ящичек под названием «гуманизм» вложили иные смыслы. Гуманизм подменили.

Раньше гуманизм был факелом разума и заботился о лучших: о самых сильных, умных, трудолюбивых, творческих и перспективных. Сегодня гуманизм, или новая этика – это забота о самых слабых, беззащитных и несчастных. У новой этики в почете не разум, а сердце: милосердие и чувство жалости. И то, что представлялось нормальным и гуманным для классиков гуманизма, сегодня считается странным, ужасным и негуманным. И то, что сегодня провозглашается как норма, вызывает ужас у тех, кто воспитан в традиции классического гуманизма.

Поэтому, когда теперь вы, как психологи, будете говорить о гуманизме, я буду вас постоянно спрашивать: «Вы о каком гуманизме: о классическом или о современном?». Значит, пора разобраться, в чем между ними разница. Я расскажу вам об этом просто и коротко.

Представьте, что где-то на земле есть Волшебный магазин, где собрано и можно купить все-все самое важное, что хочется людям. Тут есть работа твоей мечты, есть твой любимый человек, есть образование, о котором ты мечтаешь. Ценники не дешевые, но умеренные. Берем? А вот нет: у кассы выясняется, все это для избранных. «Все могут короли!» - а ты не король. На все нужны спец разрешения.

До эпохи возрождения, но рождения гуманизма в людей было мало свободы. Ты хотел, но не мог учиться: тебе не дали на это разрешения церковь или родители. Ради образования ты был готов на все, но читать ты так и не научишься, да и книги всяким простолюдинам не продают. Ты любишь, но родители против, а уйти к любимому без благословения родителей невозможно. Нельзя. С кем тебе прожить жизнь, решаешь не ты, а родители выдадут тебя замуж за нелюбимого, может быть и за старика. Ты хочешь работать и зарабатывать деньги, но на интересную и денежную работу тебя не возьмут. Почему? Я же не ленивая, я способная, я прекрасно могу справляться с этой работой. Нет, скажут тебе. Ты родилась не в том сословии, ты не той национальности, не того цвета кожи или не того пола. И для тебя все закрыто.

Почему? Это же несправедливо!

Но вот в Европу пришел гуманизм и порядки в магазине изменились. Все покупатели получили доступ к свободе, ничьи разрешения больше не нужны, и все, что вам по карману – все ваше! Все – ваше!

Теперь ты можешь учиться и становиться образованным человеком. Ты можешь создавать свою семью с тем, с кем ты хочешь это сделать, кого выбрала ты сама. Ты можешь работать в той стране и на той работе, которая тебе по душе.

Это – гуманизм. Это – освобождение умных и сильных людей, и люди вздохнули полной грудью. При этом умные и сильные люди понимали, что чудес не бывает, и за это им придется платить. Это – естественно.

Теперь ты можешь учиться, но за учебу нужно платить. Денег нет – ты не учишься, иди работай! На работу тебя возьмут, но работать придется как следует, иначе тебя уволят. У тебя есть любимый, и теперь ты можешь уйти к нему без благословения родителей, но будь готова к тому, что содержать свою семью вам придется самим, вам нужно и детей поднимать, и деньги зарабатывать. За свои желания плачу я сам. Гуманизм – это устройство общества, где люди свободны, где им открыты все возможности, но свой путь каждый оплачивает сам.

Но вдруг в наш волшебный магазин, куда вы как-то зашли что-то прикупить, предположим – дополнительное высшее образование, в этот магазин заходит группа людей и вас на кассе останавливает: «Подождите. Вы что, не знаете, что на смену гуманизму пришла новая этика? Ситуация изменилась». И обратились к продавцу: «Мы у вас заберем все, что нам понравится, а платить будет он!» - и показали на вас. «Почему он? - Потому что у него деньги есть. А мы платить не будем, потому что у нас денег нет. Значит, о нас все должны заботиться. Согласно новой этике все имеют право на счастье. Вот послушайте, как это красиво звучит:

«Мы должны заботиться о тех, кто слабее нас. Сильные обязаны пропускать вперед слабых, чтобы слабые получили шанс оказаться впереди. Те, кому трудно, имеют право получить помощь от тех, у кого есть такая возможность. Каждый человек, каждое живое существо имеет право на жизнь и счастье, и если кому-то плохо, ваша обязанность поделиться своим счастьем ради счастья других. Если кому-то плохо из-за вас, вы не правы. Если ваша сила и ваши преимущества задевают чьи-то чувства, вы делаете что-то не так. Будьте внимательны к чувствам других людей».

Звучит это действительно очень красиво, но ты выходишь и видишь, что теперь все дельные и умные обязаны платить за ленивых и бездельников.

Новая этика законодательно обязывает работодателя брать на работу не того, кто ему больше подходит, а ленивого и малоквалифицированного мигранта. Точнее непременно женщину и афроамериканку. Почему? Афроамериканку, потому что негров раньше угнетали, значит сейчас им нужно дать преимущество. Женщины - слабые, значит сильные потерпят. А мигранты – это же меньшинства, о меньшинствах нужно заботиться в первую очередь.

Современный гуманизм будет укорять маму, если она не хочет содержать своего ребенка тридцати трех лет от роду, который лежит на диване, играет в танчики и работать не хочет, потому что у него как-то все не складывается. У ребенка на душе плохо, его нужно понимать! Оплачивайте его трудную жизнь лежания на диване!

Поступившие в университет студенты требуют, чтобы все образование теперь было только бесплатным. Денег у нет, но они же хотят учиться!

Безработные настаивают, чтобы им выплачивали достойное пособие и не принуждали к работе. Они же все равно имеют право на достойную жизнь!

Молодые пары обвиняют родителей, почему те не хотят покупать им квартиру и не сидят с их детьми – они же обязаны, ведь им же тяжело!

Девушки теперь могут, если захотят, служить в армии. Девушки приходят в армию по контракту, но начинают кричат: «Измените нам армию!». Почему? Потому что им тут тяжело. То есть они же хуже каких-то мужчин, поэтому в армии им быть хочется. Но если в армии тяжело, не они должны этому соответствовать, а для них нужно изменить армейские порядки. И за это кто-то должен платить. Состоятельный, должен оплачивать желания несостоятельных.

Что это? Это современный гуманизм и это уравнительный социализм в чистом виде. Товарищ Швондер, персонаж булгаковского «Собачьего сердца», переоделся в Робин Гуда, раскулачил зажиточных и раздал все бедным. Мы это проходили, кончается всегда одинаково: всеобщей нищетой. И именно это – суть современного гуманизма.

Современный гуманизм отменил свободу моего личного выбора: теперь меня обязывают платить за чужую свободу, за чужие выборы и чужие проблемы. Сегодня трудолюбивые обязаны содержать ленивых, сильные обязаны платить за слабых, люди организованные должны оплачивать ляпы людей неорганизованных, порядочные платят за проблемы людей непорядочных. Я против.

Мир сходит с ума. Гуманизм не должен превращаться в уравнительный социализм. Это неправильно, это несправедливо и недальновидно. Порядочные люди всегда хотят заботиться о слабых, больных и беспомощных, но они имеют право сами решать этот вопрос. Я считаю себя обязанным помогать только тем, кто этого заслужил. Граждане сами имеют право решать: о ком, когда и как они будут заботиться. За них решать этот вопрос нельзя, иначе общество скоро станет больным.

Читайте далее: «Современный гуманизм порождает больное общество»

 

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Современное западное образование: искривленный гуманизм"
12 янв. 2023 г.
От запрета ставить двойки неуспевающим, до запрета отмечать лучших.
0Подробнее →
Картинка к "Современный гуманизм порождает больное общество"
17 янв. 2023 г.
Когда становится выгодным быть слабым, а не сильным, больным, а не здоровым.