Игра в планирование дел с ребенком 7 лет
Автор: Тимофей Востриков
Выпускница Университета практической психологии
В субботнее утро моя 7 летняя дочь проснулась как обычно раньше меня. Открыв глаза, я увидел ее лежащей на диване в пижаме. Встретила меня моя принцесса словами: «Можно я посмотрю телевизор. Доброе утро, папа». Я же, продолжая 6 день выполнять упражнение «Бодрое Утро», ответил «доброе утро», ничего не сказал про телевизор и бодро прошагал в душ.
Выйдя из ванной, нашел свою красавицу в том же положении и с тем же вопросом. В 7 лет дети отлично понимают, что такое выходной, но еще не очень понимают, что с ним делать. Глядя на эту картину, я подумал, если я делаю такие успехи на Дистанции, иногда весьма неожиданные для себя, а тем более собираюсь быть практикующим психологом, надо начинать нести в мир что-то красивое и полезное.
Как увлечь ребенка? Долго не думал и предложил поиграть в игру «Бодрое утро». У дочки появился вялый интерес. Игра – это же интересно, но правила пока не понятны. Я рассказал что делать. Скажу честно, пришлось помочь расстаться с диваном, но потом все пошло как по маслу. Дело в том, что детям нравится определенность и когда она заранее оговорена, ребенок с удовольствием выполняет последовательность, получая похвалу.
Воодушевившись успехом и проявившемся интересом дочери, я решил пойти далее. Предложил игру «Список дел». Как вы видите, с названиями я не заморачивался, можно придумать что-то интереснее, но в моем случае этого было достаточно. Я предложил дочке называть любые дела, которые она хотела бы и которые надо сделать сегодня.
Я взял лист бумаги и приготовился записывать. Первое дело, которое дочь предложила - посмотреть телевизор. И вот тут начинал отрабатывать «тотальное ДА». Я ответил «хорошо» и записал на листке дело «посмотреть телевизор». Дочка удивилась, глаза заблестели, ей стало интересно. Я же не стал ей запрещать или рассказывать, что этого делать не стоит или есть дела важнее и т.д. Посмотреть телевизор – хорошо! В итоге у нас получился список дел:
- Посмотреть телевизор
- Найти интересные факты про Елизавету (для урока английского)
- Закачать новую игру в IPAD
- Порисовать
- Прочитать «Муха-Цокотуха»
- Ознакомиться с новой книгой по рисованию
- Посетить игровую комнату.
Я просто записал, то, что перечислила дочь. Про уроки напомнил, но никакого сопротивления с ее стороны не было. Ведь мы писали список дел, которые определяла она сама. Важно – никакого отрицания. Записываем все, что называет ребенок.
Далее я предложил расставить приоритет. Последовательность выполнения. И здесь, мягко, используя тотальное ДА, помогаем поставить важные дела (например, выполнение домашнего задания) в начало списка. Мы их чередовали:
- Найти интересные факты про Елизавету (для урока английского)
- Закачать новую игру в IPAD
- Порисовать
- Прочитать «Муха-Цокотуха»
- Посмотреть телевизор
- Ознакомиться с новой книгой по рисованию
- Посетить игровую комнату.
Но и это не все. Далее я предложил проставить время на каждое задание. Знаю, что не все взрослые справляются с этим. Но это упражнение имеет 2 задачи: ребенок учится планированию и она сама ставит время на развлечения. Конечно, это обсуждается и может корректироваться взрослым, если ребенок ставит неадекватное время на просмотр телевизора. В нашем случае, дочка назвала - это было 30 минут - т.е., я ее как бы не ограничиваю и не запрещаю. Ей здесь просто нечему противодействовать.
Интересно, что важные дела (сделать уроки) - это действие, нацеленное на результат, поэтому дочь делала «до победы» и не смотрела на часы.
Итак, мы записали список дел, проранжировали, определиливремя на выполнение каждого дела. После выполнения первого дела (помогал найти информацию в интернете и выбрать факты) я сказал: «А теперь самое интересное! Выбери маркер, который тебе нравится, и вычеркни сделанное дело!»
Это была настоящая победа. Ей так понравился этот ритуал, что она спешила делать дела, вычеркивать их и тут же переходить к следующему.
Отдельный разговор про телевизор. Напомню, что дочь сама определила время - 30 минут. И как только время прошло (я ей напомнил), она спокойно выключила телевизор, взяла маркер и вычеркнула это как сделанное дело. У меня хорошая, умная девочка, с которой я практически всегда могу найти общий язык, но я был поражен результатом!!! Как это работает? Остальные дела были выполнены с успехом.
Надо ли говорить какую гордость испытывала она, глядя на вычеркнутые дела, как счастлив был я и насколько гармоничны были наши отношения. Я понимаю, что все дети разные, к каждому нужен свой подход и буду счастлив если мой опыт поможет вам в общении с ребенком.
Что мы сделали
- Папа - заинтересовал игрой «Бодрое утро».
- Папа - Предложил поиграть в игру «Список дел».
- Вместе - Составили список дел (диктовала дочь), я записывал все, что она называла без исключений.
- Вместе - Проставили порядок выполнения дел.
- Вместе - Проставили время на каждое дело.
- Дочь - Вычеркивала дело из списка после завершения.