Игра в планирование дел с ребенком 7 лет

01 января 2013 г. в 12:38

Автор: Тимофей Востриков

Выпускница Университета практической психологии

В субботнее утро моя 7 летняя дочь проснулась как обычно раньше меня. Открыв глаза, я увидел ее лежащей на диване в пижаме. Встретила меня моя принцесса словами: «Можно я посмотрю телевизор. Доброе утро, папа». Я же, продолжая 6 день выполнять упражнение «Бодрое Утро», ответил «доброе утро», ничего не сказал про телевизор и бодро прошагал в душ.

Выйдя из ванной, нашел свою красавицу в том же положении и с тем же вопросом. В 7 лет дети отлично понимают, что такое выходной, но еще не очень понимают, что с ним делать. Глядя на эту картину, я подумал, если я делаю такие успехи на Дистанции, иногда весьма неожиданные для себя, а тем более собираюсь быть практикующим психологом, надо начинать нести в мир что-то красивое и полезное.

Как увлечь ребенка? Долго не думал и предложил поиграть в игру «Бодрое утро». У дочки появился вялый интерес. Игра – это же интересно, но правила пока не понятны. Я рассказал что делать. Скажу честно, пришлось помочь расстаться с диваном, но потом все пошло как по маслу. Дело в том, что детям нравится определенность и когда она заранее оговорена, ребенок с удовольствием выполняет последовательность, получая похвалу.

Воодушевившись успехом и проявившемся интересом дочери, я решил пойти далее. Предложил игру «Список дел». Как вы видите, с названиями я не заморачивался, можно придумать что-то интереснее, но в моем случае этого было достаточно. Я предложил дочке называть любые дела, которые она хотела бы и которые надо сделать сегодня.

Я взял лист бумаги и приготовился записывать. Первое дело, которое дочь предложила - посмотреть телевизор. И вот тут начинал отрабатывать «тотальное ДА». Я ответил «хорошо» и записал на листке дело «посмотреть телевизор». Дочка удивилась, глаза заблестели, ей стало интересно. Я же не стал ей запрещать или рассказывать, что этого делать не стоит или есть дела важнее и т.д. Посмотреть телевизор – хорошо! В итоге у нас получился список дел:

  • Посмотреть телевизор
  • Найти интересные факты про Елизавету (для урока английского)
  • Закачать новую игру в IPAD
  • Порисовать
  • Прочитать «Муха-Цокотуха»
  • Ознакомиться с новой книгой по рисованию
  • Посетить игровую комнату.

Я просто записал, то, что перечислила дочь. Про уроки напомнил, но никакого сопротивления с ее стороны не было. Ведь мы писали список дел, которые определяла она сама. Важно – никакого отрицания. Записываем все, что называет ребенок.

Далее я предложил расставить приоритет. Последовательность выполнения. И здесь, мягко, используя тотальное ДА, помогаем поставить важные дела (например, выполнение домашнего задания) в начало списка. Мы их чередовали:

  1. Найти интересные факты про Елизавету (для урока английского)
  2. Закачать новую игру в IPAD
  3. Порисовать
  4. Прочитать «Муха-Цокотуха»
  5. Посмотреть телевизор
  6. Ознакомиться с новой книгой по рисованию
  7. Посетить игровую комнату.

Но и это не все. Далее я предложил проставить время на каждое задание. Знаю, что не все взрослые справляются с этим. Но это упражнение имеет 2 задачи: ребенок учится планированию и она сама ставит время на развлечения. Конечно, это обсуждается и может корректироваться взрослым, если ребенок ставит неадекватное время на просмотр телевизора. В нашем случае, дочка назвала - это было 30 минут - т.е., я ее как бы не ограничиваю и не запрещаю. Ей здесь просто нечему противодействовать.

Интересно, что важные дела (сделать уроки) - это действие, нацеленное на результат, поэтому дочь делала «до победы» и не смотрела на часы.

Итак, мы записали список дел, проранжировали, определиливремя на выполнение каждого дела. После выполнения первого дела (помогал найти информацию в интернете и выбрать факты) я сказал: «А теперь самое интересное! Выбери маркер, который тебе нравится, и вычеркни сделанное дело!»

Это была настоящая победа. Ей так понравился этот ритуал, что она спешила делать дела, вычеркивать их и тут же переходить к следующему.

Отдельный разговор про телевизор. Напомню, что дочь сама определила время - 30 минут. И как только время прошло (я ей напомнил), она спокойно выключила телевизор, взяла маркер и вычеркнула это как сделанное дело. У меня хорошая, умная девочка, с которой я практически всегда могу найти общий язык, но я был поражен результатом!!! Как это работает? Остальные дела были выполнены с успехом.

Надо ли говорить какую гордость испытывала она, глядя на вычеркнутые дела, как счастлив был я и насколько гармоничны были наши отношения. Я понимаю, что все дети разные, к каждому нужен свой подход и буду счастлив если мой опыт поможет вам в общении с ребенком.

Что мы сделали

  • Папа - заинтересовал игрой «Бодрое утро».
  • Папа - Предложил поиграть в игру «Список дел».
  • Вместе - Составили список дел (диктовала дочь), я записывал все, что она называла без исключений.
  • Вместе - Проставили порядок выполнения дел.
  • Вместе - Проставили время на каждое дело.
  • Дочь - Вычеркивала дело из списка после завершения.
Любви, радости и взаимопонимания Вам в общении с детьми!

Комментарии (1):

Галина, 02 февраля 2016 г. в 14:46
Оооочень полезная информация, спасибо большое!!!!!!

Материалы по теме:

Картинка к "Как планировать свой день дошкольнику?"
18 мая 2018 г.
Когда ребенок еще маленький, мы, родители, планируем все за него. Ставим перед ним задачи, подсказываем шаги выполнения, даем инструкции, как правильно делать, контролируем процесс. Этот процесс можно изложить на бумаге в виде плана.
0Подробнее →
Картинка к "Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?"
01 янв. 2010 г.
Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.
Картинка к "Планирование дня"
01 окт. 2022 г.
Проснувшись и пройдя через утро, почувствовав свое состояние, получив новые вводные и от домашних, и по работе, к моменту начала дел мы обычно понимаем, что сделанный вечером список дел нужно уточнить и дополнить. Заново напишите полный список всех дел на сегодня.
Картинка к "Развитие ребенка"
01 окт. 2022 г.
Развитие ребенка — все позитивные изменения в ребенке, происходящие как вследствие серьезных, качественных скачков, так и небольших, постепенных его изменений. Это все то, что в ребенке растет (с возрастом) само, что формируется под влиянием извне и развивается в себе самим ребенком. Как происходит развитие ребенка и как развивать у ребенка способности и склонности?
Картинка к "Управление личностным развитием детей"
01 окт. 2022 г.
Если детей не развивать, они только растут. Но заботливые родители и хорошие учителя детей заботятся о развитии детей, и не только развитии физическом и интеллектуальном, но и развитии личностном: развитии настоящего внутреннего стержня, эмоциональной стабильности, продуманных ценностей и развитых коммуникативных навыков.
Картинка к "Всесторонее и гармоничное развитие личности"
01 окт. 2022 г.
В советской культуре вершиной роста и развития личности считалось всесторонее и гармоничное развитие личности. Имелось в виду развитие всех способностей личности, развитие тела и духа, нравственности и практичности, знаний и умений, технического и гуманитарного мышления, способности как к физическому труду, так и к интеллектуальному поиску. Под гармоничностью имелась в виду не субъективное переживание собственной гармоничности и тем более не просто ощущение внутреннего благополучия, а объективная сбалансированность всех развитых способностей.