Всесторонее и гармоничное развитие личности
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В советской культуре вершиной роста и развития личности считалось всесторонее и гармоничное развитие личности.
Имелось в виду развитие всех способностей личности, развитие тела и духа, нравственности и практичности, знаний и умений, технического и гуманитарного мышления, способности как к физическому труду, так и к интеллектуальному поиску. Под гармоничностью имелась в виду не субъективное переживание собственной гармоничности и тем более не просто ощущение внутреннего благополучия, а объективная сбалансированность всех развитых способностей.
Все кажется простым и разумным, пока не интересуешься конкретикой. А вот кейс: учителями Гая Юлия Цезаря были греческие ученые, но его главным наставником был Луций Декумий, авторитетный бандит, крышевавший римские перекрестки и местную торговлю. Он учил его не только науке практически разбираться в людях, но уличному сленгу, искусству уличных драк и способности выживать в любых условиях. Как вы понимаете, в жизни Юлию Цезарю это очень пригодилось. Вопрос: будем ли мы в список качеств всесторонне развитой личности включать эти умения и способности?
Гармонически развитая личность
Гармонически развитая личность — вариант развитой личности, личность с равномерным развитием всех сторон и живующая без внутренних конфликтов, с внутренней гармонией. Важно, что гармония и лад вовсе не всегда способствуют развитию. Они могут замещать развитие, а то и прямо препятствовать ему. См.→