Дошкольники: развитие самостоятельности
Авторы: студенты и преподаватели Университета практической психологии
Светлана Аверьянова, студентка
Я свою дочь начала приучать к самостоятельным действиям достаточно рано. С примитивного приготовления себе завтрака или ужина. Если она говорила, что хочет есть, то иногда я ей отвечала: «Хочешь – ешь! Еда в холодильнике». Когда дочка была еще маленькой, она сама шла на кухню, доставала из холодильника готовую еду, разогревала и ела. Конечно, все под моим наблюдением, но самостоятельно. А когда она стала постарше, то стала уже и готовить сама.
- Мам, так хочется жареной картошечки.
- Да, мне тоже, доча. Пожарь нам всем, пожалуйста.
Дальше она периодически прибегала и спрашивала, что и как делать. Иногда я выходила в кухню, чтобы сделать огонь поменьше, дабы картошка совсем не сгорела. И когда дочь ее готовила сама, то была абсолютно горда собой. С тех пор, кстати, она очень любит готовить. Правда, не просто картошку, а что-нибудь эдакое, по рецепту.
Таким же образом приучала ее и к ответственности за свои вещи. Если видела, что она, придя из школы, в новых джинсах ползает по полу или валяется на диване, забыв переодеться, то я ей просто говорила: «Доча, имей в виду, следующие джинсы купим не раньше, чем через год. Порвешь, значит, джинсов у тебя не будет». Действовало. Относилась уже аккуратнее.
Как-то пришла с улицы в драных джинсах: неудачно скатилась с горки. Мне стоило только сказать: «Ты наш уговор помнишь?», как она тут же сообщила, что ей новые джинсы не нужны, что она все понимает и постарается зашить эти. Что и сделала. Больше так опрометчиво с горок в новых вещах не каталась.
Пишет Эмилия Васильевна Гончарова, преподаватель Университета практической психологии
Одна из моих девушек, занимающихся по программе саморазвития, работает гувернанткой. Она отрабатывает очень интересный минитренинг, решающий ее задачи и задачи ее воспитанницы. Они разыгрывают ситуацию, что как бы малышка потерялась (в ТЦ), малышка подходит к мужчине и просит его позвонить своей няне и объяснить, где она находится и как ее найти. Няня неподалеку и все это наблюдает))) Мужчина звонит и.... бывает очень весело. Восхищается и малышкой, и ее няней, тренирующей и развивающей свою воспитанницу. (Вот такой шикарный самопиар, как отличной невероятной мамы для своих детей, способной вырастить Личность. Кто ж из мужчин откажется стать отцами Личностей?).
Малышка храбреет и проявляет чудеса креативности с каждым днем все больше и больше. Юная леди проходит свой первый актерский тренинг! Храбрости больше набиралась не юная леди для данного эксперимента, а леди, которая чуть постарше)))
А вот юную леди сподвигать на красивые авантюры очень эффективно. Ребенок готов тренироваться 24 часа в сутки))) А потом настолько радостно наблюдать за ее навыками! Радостно наблюдать за ее красивым (просто великосветским, отработанным перед зеркалом) общением с теми, кого она назначила своими помощниками в разрешении ее проблем!
Вначале гувернантка выбирала сама кандидатов и предлагала своей воспитаннице к ним обращаться. Сейчас отрабатывают - как правильно выбирать (интеллигентного, отзывчивого, готового помочь мужчину) кандидата самой малышке. Малышка тааааакие наблюдательные способности развивает))), психологи могут отдыхать!