Деньги и время
Автор: Алексей Клименко
Есть такие вещи, которые, как правило, ускользают от тех, кто пока только собирается начать своё дело. Больше всего таких людей пугают деньги, точнее их отсутствие. Точнее их нужность в бизнесе, при их отсутствии на руках. Деньги ведь используются в любом бизнесе. Все активы учитываются именно в деньгах, а не в чём-либо другом.
Любой нормальный человек, задумавшись о них, делает вывод, что для начала бизнеса ему нужно действительно много денег – такая сумма, которая покроет все расходы. Ну и правильно! А что – не так, разве?
Понадобится, вероятно, ещё больше: он ведь человек неопытный и не может учесть все расходы наперёд. Весь его опыт ведения домашнего бюджета только подтверждает эту посылку. А поскольку у любого нормального человека этих денег нет, то и бизнеса тоже нет... И по этой причине нормальные люди и работают “по найму” и, как правило, на нелюбимой работе и, разумеется, без достойной оплаты. Всё сходится, всё правильно.
Но это ведь мы говорили о нормальных людях. Для людей же с другим психиатрическим диагнозом – предпринимателей – этот тезис звучит настолько странно, что, часто, они даже не могут сообразить, как вразумительно ответить на такую ерунду.
Различие здесь не в логике, хотя выводы порой бывают диаметрально противоположными, а в восприятии мира и исходных посылках, которыми, порой неосознанно оперируют люди. Различие настолько фундаментальное, что оно не преодолевается никакими доводами. Фактически это заблуждение базируется на очень популярном представлении людей о мире, как о последовательности неких статичных картинок-слайдов, логически и механически сменяющих друг друга. Как кинолента, состоящая из кадров. В таком представлении надо: сперва потратить деньги, приобретя все необходимое, поработать, а потом, при удаче, можно всю жизнь дальше ничего не делать... вот такие стройные представления о мире.
Поэтому непредприниматели занимаются бизнесом только если на них внезапно свалилась с неба куча денег – больше, чем они могут потратить. То есть сравнительно редко. И бизнес их, если не случается непредвиденных осложнений, стабилен и ровен – ведь доступные ресурсы ограничены свалившимися деньгами.
Впрочем, мировоззрение – такая тема, о которой можно спорить бесконечно. Вот только зачем? Давайте лучше перейдём к практическому разбору. Допустим, в мире существует не только материя, но и энергия, пространство, время, а также, как это банально ни звучит – информация, разум и воля. Многие люди проходят мимо этого интересного факта реальности, полагая, что материя первична, а всё остальное является ее производными. Так и живут: бытие определяет их сознание, и "несправедливый" их мир суров, но надёжен и предсказуем, как часы с кукушкой.
А есть и такие, у кого всё происходит наоборот: сознание определяет бытие, в том числе, для других. Неадекватные типы.
На деле это выглядит так: сначала я что-то надумал (решил, постановил), а потом я это внедрил в свою жизнь. Или не только в свою, но ещё и в чужую. И теперь эта жизнь – моя или даже чужая – живёт по законам, которые родились у меня в голове.
Попробую скрестить эти два мира. Стоит ввести понятие времени в нашу вселенную, где всё происходит по нашим законам, практически сразу появляются такие удивительные штуки, как кредит, аренда, лизинг и отсрочка платежа. Некоторые слова кажутся знакомыми... В мире потребительства известно такое понятие как "кредит" – "пользуйся сегодня, а плати завтра". С точки зрения потребителя, к такому подходу существует множество претензий: платить-таки приходится, причём часто больше, чем если бы ты заплатил сейчас, а деньги к этому времени... уже вчера. Берёшь деньги чужие и на время, а отдавать приходится свои и уже навсегда... В мире же предпринимательства концепция "пользуйся сегодня, а плати завтра" выглядит совершенно иначе: мы "за так" получаем доступ к ресурсу, который приносит прибыль, извлекаем из него выгоду и только после этого делимся некоторой её частью... То есть мы получаем прибыль из того, что просто вошли в клуб “открывших глаза” и "несём ответственность" (про ответственность – отдельные комические куплеты).
О ресурсах, которые нужны практически для любого бизнеса. Их можно условно подразделить на: сырьё, средства производства, площади, рабочее время, готовая продукция, каналы продаж, непроизводственные издержки. Каждый из ресурсов в бизнесе, конечно, измеряется в деньгах. И его, конечно, можно просто купить... многие так и поступают. Но пусть вас это не вводит в заблуждение.
Сырьё можно брать в кредит? Можно. А можно и просто с отсрочкой платежа, в этом случае вы даже стартовый взнос не даёте и процентов не платите. А можно в кредит, да ещё с отсрочкой платежа. Средства производства – ещё лучше. Их можно не только брать в кредит, но и арендовать, а также приобретать в лизинг. Что делает их существенно дешевле, в пределе - даром. То есть, позволяет получить деньги из ничего вещественного! Материальная выгода делается из времени! Как там у старика Эйнштейна: “Е равно эм це квадрат”? И ничего относительного!
А вот ещё есть такое понятие: «рабочее время»! Знаете принцип "как потопаешь, так и полопаешь"? Применительно к рабочему времени сотрудников, ежемесячная плата – это даровой кредит на месяц. Люди совершают работу, а плату получают только после того, как результаты этой работы будут реализованы. Ну не чудеса ли в физике?
Площади и время. Понятно, что аренда экономит средства. Но ведь "время" на этом не заканчивается! Если площади расположены дальше от финансовых центров (а для многих бизнесов такая близость ничего не значит), то они стоят дешевле! Просто за счёт того, что многим до них дольше добираться. В России цена таких площадей стремится к нулю: у нас есть множество совершенно заброшенных поселений, где есть отстроенная инфраструктура, но нет, или почти нет коренного населения. Что делает полезные площади там практически даровыми. Но глушь – не единственный источник дешёвых площадей. Есть, например, и инфраструктурные перепады цен, и откровенно временнЫе: офисные площади в огромных торговых центрах, как правило, недозаполнены, торговые площадки-"бутики" в спальных районах также не испытывают перегрузки... и множество других площадей, которых не хватает в стране, крае, городе, бывают локально избыточны. Фактически, это означает, что владельцы, ничем не рискуя, могут предоставить их в аренду со скидкой, или отсрочкой платежа, например, на полгода.
Готовая продукция и время. Мы говорили уже об отсрочке платежа? А есть ещё и предоплата: когда вам платят за то, что бы вы начали работать. Для того, что бы вы начали работать. Предоплата зачастую может достигать 100% цены, между прочим. Причём, отгрузив некую часть продукции, вы имеете законную возможность требовать предоплату за следующие партии. И зависит это не от “объективной реальности”, а от вашей способности торговаться. Каналы продаж. Большинство бизнесов тратит существенную часть своих доходов на продвижение продукции. Но так поступают далеко не все. Знаете за что многие не любят MLM? За то, что там продукцию выкупают дистрибьюторы. На практике это означает, что ваш товар ещё не дошел до конечного потребителя, а у вас уже есть деньги. Причём, дистрибьюторская сеть имеет склонность к образованию собственных товарных запасов. То есть, вы можете продать больше, чем позволяет существующая сейчас товарная потребность.
Источником денег может являться и просто грамотный подход изобретателя. Знаете, что ИКР изобретателя считается когда объекта нет, а эффект от его действий уже есть? Например, при грамотно построенном маркетинге, вам будет не нужны прямая реклама и вежливые продавцы – за вашим предложением будет вытягиваться очередь. А при грамотно решенной идеологии на вас будут бесплатно работать люди, убеждённые, что преследуют исключительно собственные цели. Или, например, существуют бизнесы, которые не расходуют собственного сырья – они просто обрабатывают то, что им присылают заказчики. Наконец, во многих регионах мира убыточные предприятия продают так, что ещё доплачивают их покупателю существенные деньги, ведь у них строгое трудовое законодательство и наличие трудового коллектива из квалифицированных рабочих считается пассивом.
Как люди воспринимают мир, так делают выводы. А, потом, по ним живут... и получают подтверждения своих предположений. И разным людям, для совершения одной и той же экономической активности, требуется совершенно разное количество денег. В итоге, как писал классик: богатые становятся богаче, а бедные - беднее. И дело здесь совершенно не в количестве баллов IQ и даже не в полученном образовании. Разруха - она в головах.