Борьба за власть в супружеской паре
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В семье борьба за власть приводит к многочисленным и тяжелым конфликтам. Если люди не умеют мирно договариваться, то разногласия и споры приводят к обидам и ссорам, а желание добиться своего толкает к поиску «рычагов» — средств давления, чтобы заставить другого с тобой согласиться, чтобы было по-твоему.
Это кровно усваивается с детства: «Если не понимаешь по-хорошему, я с тобой буду по-плохому». И потихоньку начинается творческий поиск орудий причинения боли — бывшему любимому, а теперь супругу.
Если нормальная аргументация не помогает, начинаются уговоры, давление интонацией и глазами, требования уступок «Если ты меня любишь», обвинения в черствости, упрямстве (тут широкое разнообразие вариантов), обиды, ругань или молчание... Очень любопытно разнообразие вариантов, когда начинается спекуляция на любви. Первый — милый — вариант: «Ну пожалуйста, ну мой хороший, милый, славный, я тебя так люблю...» (Честно? Нет. А допустимо? Может быть, и да.) Второй вариант уже не так мил: «Если ты меня любишь, ты уступишь...» — и это уже недопустимо. Грубые варианты идут по типу: «Ты меня совсем не любишь!»
Тут любовь, похоже, играет роль большой дубинки.
Если начавшаяся война разгорается, в ход идет уже и «тяжелая артиллерия»: как средство давления подключаются ребенок, родители, соседи и родственники, в качестве наказания супруг лишается сексуальной близости, денег, обеда, его пугают самостоятельной стиркой, ему также есть чем пугать супругу и чего лишить. Ближе к разводу будут упомянуты и раздел имущества, и право на квартиру, и «ребенка не увидишь»...
Это не значит, что рычаги в семейных отношениях применять нельзя вообще. Осознанные и развитые люди пользоваться ими могут, но только такими, которые не «рвут» отношения, и только против «незаконного» применения рычагов партнером. Важно, чтобы это была борьба за мир, а не за власть. См.→
Если борьба за власть оканчивается чьей-то победой (это не всегда так — в некоторых семьях войны, при равенстве сил, идут бесконечно), эта победа оказывается «пирровой».
«Победил» он — получит нелюбимую и нелюбящую злобную старую женщину. «Победила» она — станет мужа считать «тряпкой» и не будет уважать, он перестанет интересоваться домом, начнет интересоваться не домом, приходить попозже, а потом пореже, и не всегда в трезвом виде.