Автоматизация действий

01 октября 2022 г. в 21:24

Автоматизация действий — процесс, когда отдельные операции перестают требовать специальной ориентировки и происходят сами, сразу, автоматом.

Первоначально каждая операция и переход от одной операции к другой требуют сознательной ориентировки и сосредоточения внимания. По мере повторения ситуации необходимость в ориентировке отпадает, происходит автоматизация действия. В поле сознания остаются и выдвигаются на передний план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты.

За счет автоматизации отдельных действий человек получает возможность сосредоточить внимание на качестве выполняемой деятельности.

Фактически любое действие человека частично автоматизировано благодаря навыкам, так как человек никогда не сознает до конца всех элементов регуляции, исполнения и контроля действия (например, необходимых мышечных сокращений).

Процесс автоматизации является одной из линий изменения человеческого действия, детально описанных П. Я. Гальпериным в теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Зарубежные исследования автоматизма выполнены главным образом в традиции бихевиоризма.

Близкие понятия

Автоматическое поведение. Оно с трудом поддается перепрограммированию, поскольку оно удовлетворяет неосознаваемые мотивы, которые изменить трудно.

Автоматизированное поведение. Более гибкое, поэтому может быть неадаптивным только в течение короткого времени. Его можно легче перепрограммировать на самодетерминированное.

Файлы:
  • Действие
  • Автоматизм

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Автоматизм
Ситуативные действия, которые происходят машинально и само собой, без обдумывания.
01 окт. 2022 г.
Навык: действие, доведенное до автоматизма
Действие, которое человек выполняет не задумываясь, без контроля сознания — это навык. 
31 дек. 2005 г.
Последовательное научение
Последовательное научение - научение, в котором осваивается последовательность поведенческих актов, вербальных или двигательных реакций. Некоторые виды научения требуют выполнения отдельных поведенческих актов, каждый из которых по отдельности осваивается легко, но затем они объединяются в определенную последовательность.