Первые упражнения вам открылись сразу, просто так, а вот следующие упражнения вам просто так уже не откроются: вам нужно будет на каждое новое упражнение заполнять Контракт. В Контракте несколько полей: 1) Зачем? 2) Исходная позиция. 3) План. 4) Помощь. 5) Результат и 6) Дата сдачи. Кому и зачем нужен контракт? Контракт нужен лично вам, в нем вы определяете свои цели в работе по этому упражнения. Кроме этого, это ваши обязательства перед самим собой. Как отвечать на поставленные в Контракте вопросы? — Подсказываем.
1) Зачем? Какие важные для меня задачи я хочу решить с помощью этого упражнения?
Упражнения Дистанции должны работать на вашу жизнь. Если вы понимаете, что улучшится в вашей жизни от этого упражнения — вы все сделаете. Значит, вам нужно понять, ЗАЧЕМ вам данное упражнение.
В описании упражнения мы всегда пишем, зачем оно, какие навыки с его помощью вы можете приобрести. А вы напишите то, что из всего этого набора возможностей хотите лично вы — и почему? Какие задачи хотите решить? Зачем вам все это нужно? Если бы у вас были большие цели, какой результат вас бы заинтересовал?
Например, зачем вы будете убирать нетки? Чтобы лучше вести переговоры? Чтобы не обострять отношения с мужем? Или потому что любите свою красивую, чистую речь? А может быть, чтобы приохотить к этому упражнению детей, которые чуть ни что вам всегда возражают?
2) Исходная позиция
Посмотрите на свою ситуацию сейчас: какая исходная точка? Зафиксируйте её. Например, «ложусь спать сейчас после полуночи 5 раз в неделю».
3) План. Шаги и этапы работы
Почитайте описание упражнения, посоветуйтесь с куратором и одногруппниками — и свой план составьте: план на всю работу над упражнением и планы на ближайшие дни. С чего начнете, чем продолжите, как завершите? Вы будете работать в течение всей недели с утра до вечера или выделите определенные окошки? Какие? Вам лучше вначале присмотреться к упражнению или сразу начать с самого важного, пусть и трудного? Будете ли вести записи, где?
Внесите свой план работы в свое расписание дня и недели. Если это будет чек-лист — еще лучше. Выполнили задание на сегодня — галочку поставили. Ай да я!
4) Помощь. Какая и в чем мне нужна будет помощь? Что и кто мне будет помогать?
Помогать вам могут люди (кто? Родные, коллеги, напарник?), расскажите ли вы им об упражнении или будете работать инкогнито? Помогать вам могут напоминалки (какие?), чек-листы (сделаете?), аудио— и видео-записи, объявление своих обязательств перед группой (решитесь?) и штрафы (серьезные?).
К примеру, убирать нетки помогает канцелярская резиночка, одетая на запястье. Пропустил, допустил — оттянул, хлопнул себя по запястью. Помогает, однако — в другой раз буду внимательнее! Если же вы, вместо того чтобы ложиться спать вовремя, вечером включаете телевизор — договоритесь с близкими, что за это вы платите им некоторую (радующую их) сумму денег. Вскоре близкие будут радоваться, а вы побыстрее ложиться спать. Что придумаете еще?
5) Результат
При каком результате вы решите «Я с упражнением справился, упражнение пора закрывать!»? Подумайте, какими цифрами, фактами или каким другим показателем вы можете выразить нужный уровень успеха.
6) Дата сдачи
Тут прикиньте, как долго вы собираетесь над упражнением работать? В среднем рекомендую три недели. Сложное упражнение — месяц.
А если вы ложитесь вовремя уже несколько десятилетий, то когда вы сдадите упражнение «Ложусь вовремя»? — Правильно, завтра! Взвесив трудность упражнения и свои силы, установите примерную дату. Можете неделю поработать в режиме разведки и установить дату после этого.
У ведущего всегда есть помощники, в первую очередь это кураторы и лидер группы.
Кураторы заняты в первую очередь учебными вопросами: отвечают на вопросы по упражнениям, проверяют отчеты, при необходимости дают доступ к нужным упражнениям.
Лидер группы занимается организационными вопросами; тот, кто рулит группой. Обсуждает с группой и решает, когда и где встречается группа, кто за что отвечает на занятии.
Как правило, на занятии лидер группы назначает участников на следующие роли:
Тайм-кипер — следит за временем, чтобы все успели.
Солнышко — следит за тем, чтобы все улыбались, были в позитиве.
Налоговая — записывает обязательства, уточняет ОЗР и штрафы.
Физрук — следит за осанками и запускает приседания, чтобы люди не засиживались.
Мудрец — записывает прозвучавшие мудрые мысли.
Дистантники каждый день письменно фиксируют свою работу на Дистанции. Если я делаю ежедневные записи о своей работе на Дистанции — я дистантник. Если не делаю — я не дистантник.
Короткие отчеты нужно писать каждый день. Самая короткая форма ежедневного отчета такая: 30 минут, Нетки 8/10, Дневник эмоций 4/7, Ложусь вовремя 10/3, Доклад об успехах 8/10.
Здесь 30 минут — это время, потраченное сегодня на Дистанцию. Далее название упражнения и две цифры: первая — сколько вложил внимания и сил, вторая — насколько успешно. Оценка по 10 балльной системе. При этом очень приветствуется, если у вас будет возможность приписать к сухим цифрам что-то лирическое и от души.
Ежедневный отчет за вчерашний день нужно прислать в чат или на сайт до полудня. Не прислали — с вас за это краткий видеоотчёт за пропущенный день. Срок — до следующего полудня. Если его нет — штраф по решению лидера группы.
Задание:
- Для тренировки напиши отчет по упражнениям в краткой форме и добавь к нему немного подробностей — от трех до десяти предложений. Эти свои записи отправь в чат, а потом скопируй на сайт.
Короткие отчеты удобны тем, что занимают мало время, но плохи тем, что они формальны и из них мало что можно понять. Если хочешь, чтобы ведущий был в курсе твоей работы на Дистанции и мог тебе помочь, научись писать содержательные, развернутые, умные отчеты. Умные дистантники чаще пишут умные отчеты.
А что и как писать в развернутых отчетах? И для чего?
Вначале — ДЛЯ ЧЕГО. Это — важно. Вы будете писать что следует, если будете знать, для чего нужны ежедневные отчеты. Так вот, основные задачи ваших записей:
Материал для самоанализа. Хороший ежедневный отчет говорит вам, что вы планировали на сегодня по Дистанции, что вы делали сегодня по Дистанции и что вы в результате сделали — или не сделали. Пишите это. Плюс пишите о том, чем для вас оказался интересен или поучителен этот день с точки зрения работы над собой.
Помощь. Подробный и конкретный отчет дает возможность ведущему и другим членам группы вам помочь: понять, где у вас затруднения или неточности, и дать нужные подсказки. Если у вас есть вопросы или запросы о помощи — пишите также.
Обмен опытом. Если вы работали как следует, у вас обязательно появятся подсказки и находки, полезные для других дистантников. Нашли, что вам помогло работать — напишите в отчете. Случилась интересная ситуация, которая что-то подскажет другим дистантникам — опишите ее, пока не забыли.
Ну, и ваши ежедневные заметки — основа для Недельного отчета, с которым вы приходите на встречу с ведущим.
Итого, главные пункты хорошего развернутого отчета:
- Сегодня я по Дистанции планировал...
- Делал это...
- Сделал это...
- Оценка вовлеченности — сколько баллов из 10.
- У меня были следующие затруднения и такие удачные находки.
Ежедневно подробные отчет писать не обязательно, это будет занимать у тебя, возможно, слишком много времени, но ты должен такие умные и подробные отчеты научиться писать.
Задание:
Сегодня напиши подробный отчет о своей работе на Дистанции. Напиши в нем, что и как ты делал, и что в результате этого получилось, твои удачи и затруднения. Пиши все, что оказалось важным для тебя и может оказаться интересным для тех, кто твой отчет прочитает. Пусть в твоем отчете, кроме фактов, будут и твои мысли, и твои эмоции.
Вначале свой отчет опубликуй в чате группы, а потом скопируй его и опубликуй на сайте во вкладке «Мой дневник» в своем профиле. Зачем дублировать? В этом есть смысл. Отчеты в чате нужны, потому что там они создают общий драйв и мотивируют. Но пройдет день — и отчеты в чате уже потеряются среди других сообщений... А твои отчеты в «Мой дневник» будут всегда перед твоими глазами и будут бережно хранить историю проделанной работы.
Для тренировки напиши такой отчет сегодня — и попроси на него обратную связь.
Из всех членов группы выбери четырех, кто тебе более всех симпатичен, а из этих четырех выдели двух самых толковых. А теперь устно или письменно обратись к ним с предложением: «хочу, чтобы ты был/была моим напарником!». Кто первый тебе ответит — тот основной напарник. Второй — запасной напарник (если вдруг основной напарник заболеет — запасной поможет).
А ещё возможен такой подход, когда ты меняешь напарников раз в две-три недели. Разные люди — разный опыт. Выбирай сам или посоветуйся с группой, как тебе будет интереснее и полезнее.
Твой основной напарник помогает тебе, а ты помогаешь ему. Ты делишься с ним своими радостями (по Дистанции), обсуждаешь с ним свои трудности (по работе над упражнениями Дистанции). Веди себя так, будто это твой самый близкий и верный друг, для которого помочь тебе — счастье. Подари ему это счастье! И не лишай себя счастья так же с душой помогать своему напарнику.
«Я болею, поэтому пока на Дистанции не работаю» — это не правильное решение. Если заболел или заболеваешь, работа на Дистанции продолжается, чтобы выздороветь быстрее.
«Я болею, поэтому встречу по Дистанции пропускаю» — это неочевидное решение. Ты можешь быть за шторкой, можешь только слушать — а пропускать-то занятие зачем? Зачем лишать себя радости?
Если заболеваешь, но еще не совсем заболел и находишься в самом начале — можешь попробовать из болезни выпрыгнуть. Добавь бодрости, напряги себя спортом, холодное обливание — а потом хорошо поспать с удовольствием! Или займись бодрым делом, которое тебя вовлекает и поднимает на ноги.
Если я веду тренинг, там я забываю обо всем и становлюсь здоровым даже тогда, когда был здоров не вполне. Ведение тренинга — это активность, от которой я выздоравливаю. Есть ли такая активность у вас?
Если видишь, что все-таки заболел — улыбнись и составь план лечения. Сходи в аптеку, купи все что нужно, а потом спокойно, методично и весело с удовольствием себя лечи. Важны все три пункта — спокойствие, методичность и веселое расположение духа. Не халтурь!
Держи спокойствие: твои заболевания тебя тревожить не должны. Раздели: есть организм и есть ты. Болеет — организм, а не ты. Он осложняет тебе жизнь, это верно, но твоя задача держаться достойно, насколько это возможно. Не пищать! И спокойно, методично лечить себя. Если не помрешь, то рано или поздно выздоровеешь. Главное — собранные глаза, бодрые интонации (хотя бы и без голоса) и готовность к улыбке.
Если будешь себя держать, как будто ты уже здоров — веселый голос, хорошая осанка, бодрые шаги — быстрее выздоровеешь.
Дистанция — это новое для тебя дело, а когда делаешь что-то новое, всегда возникают вопросы. Чтобы мы быстрее понимали друг друга, научись задавать подготовленные вопросы. Подготовленный вопрос — это вопрос, построенный тобою так, что собеседнику на него легко отвечать. А именно, он собеседнику понятен и в нем даны варианты устраивающих тебя ответов.
В этом случае собеседник берет один из этих вариантов за основу, может к этому что-то добавить или уточнить, и это всегда легче, чем строить свой ответ с нуля.
Послушай, как нередко бывает:
«Подскажите, как работать над упражнением?» — «А над каким упражнением?».
Введи собеседника в курс дела: о чем ты?
«Я имею в виду, как работать над упражнением Убираю нетки?» — «А что тебя беспокоит? В чем трудность».
Поясни, в чем затруднение.
«Я хочу узнать, все нетки нужно убирать?» — «Достаточно убирать НЕ и НЕТ в начале предложения». — «Да я не про то... Чтобы сдать упражнение, нужен стопроцентный результат? Чтобы я ни одной нетки в своей речи не допускал?».
Точнее поясняй, о чем ты спрашиваешь.
А теперь представь, что собеседник задает тебе подготовленный вопрос.
«Подскажите, как правильнее работать над упражнением Убираю нетки? Упражнение очень интересное и не простое, поэтому я чувствую, что могу работать над ним вечно. Но тогда — на каком этапе можно остановиться? Нужен стопроцентный результат, чтобы я скажем неделю ни одной нетки в своей речи не допускал — или сколько-то неток в день пропускать можно?»
В таком вопросе понятно все. Тут понятно, о чем вопрос, что собеседника волнует и ясно, какой вариант ответа собеседника мог бы устроить. На такой вопрос отвечать приятно и легко.
Учить задавать подготовленные вопросы!
Задание:
- Если у тебя есть вопросы по Дистанции или вебинарам Университета, запиши их в формате Подготовленных вопросов. Если у тебя вопросов пока нет (что странно...), подумай, какие вопросы, пусть не самые актуальные, могли бы у тебя возникнуть. А поскольку тебе нужно потренироваться, сформулируй эти вопросы тоже в подготовленном формате и запиши их в своем ежедневном отчете.
- Свой отчет выложи в чат и на сайт.
А все-таки, какие у вас впереди упражнения Дистанции? Можно ли с этим познакомиться? Да, вполне. Сделайте это обязательно: просмотрите видео!