Умею слушать. Отчеты
ДИСТАНТНИКИ ПИШУТ
Для того, чтобы отработать тезисную речь, в общую группу «Центра» «ВКонтакте» выкладывается задание:
1. Скопировать текст, состоящий из 5-6 предложений, бросить в свою беседу микрогруппы и выделить главную мысль.
2. Написать свой пример и задать вопрос «А вы как думаете, это верная главная мысль?"
Подростки поступили таким же образом, даже не подозревая, что это отработка упражнения. Но тем самым скопировали меня и спросили мнения своих напарников.
Я ехала в такси. Мужчина-водитель стал рассказывать про марки автомобилей, про возможные виды страховок, про автосалоны. В связи с отработкой упражнения "Женщина" и "Послушание" я сначала приняла сам факт, что при разговоре с Мужчиной я говорю меньше, чем он. С первых слов его рассказа я подумала: "Я это знаю", а потом мелькнула мысль: "Ему приятно рассказывать мне, хорошо… Он не ждёт моей реакции на свои слова, а просто наслаждается процессом. Наточка, расслабься…" Всё! Информация стала входить в меня, как в пустой сосуд. Мне понравилось!
За прошедшую неделю благодаря тому, что я задавала супругу вопрос «А правильно ли я поняла, что…», я предотвратила 3 надуманных мной конфликта.
Для меня это очень большое поле работы, поскольку я:
- вообще не уточняю, о чем говорит собеседник, истолковывая его/ее слова как мне удобнее;
- могу точно, дословно повторить обращенный ко мне вопрос лишь в половине случаев;
- тезисы собеседника могу повторить чуть более чем в половине случаев;
- я регулярно начинаю споры по поводу того, что собеседник не имел в виду;
- в конфликте я не могу точно воспроизвести слова свои и противоположной стороны.
Я работала над этим упражнением три месяца! Как же это сложно для меня оказалось слушать внимательно, а еще при этом изображать заинтересованность на лице и в жестах.
Итак, что я применяла и как:
В первую очередь позаботилась о внимательном и доброжелательном выражении лица и фиксации глаз на лице собеседника. Далее, ввела кивки головой и угукания, показывая, что я вся внимание. Таким образом, создала приятную атмосферу для общения. Хочу отметить, что желающих пообщаться прибавилось.
Во-вторых, стала мысленно проговаривать за собеседником его слова, чтобы не оставить себе времени и возможности думать о постороннем, чем я очень любила заниматься, пока мне что-то рассказывали. Дополнительный плюс этой техники — лучше запоминаешь и понимаешь, что тебе говорят.
В-третьих, на всякий случай, чтобы удостовериться в правильности моего мнения по поводу сказанного, я стала задавать больше уточняющих вопросов и кратко формулировать и озвучивать итог по разговору. Как результат, уменьшилось количество споров из-за недопонимания.
В-четвертых, полезно выделять в услышанном введение, тезисы, иллюстрации и выводы, тогда проще понять, полностью ли выдал тебе человек то, что хотел сказать, или умолчал половину, и нужно вытянуть из него остальное.
В-пятых, освоение повтора дословно также хорошо помогает поддерживать разговор, очень важно иногда повторить собеседнику сказанное, чтобы он развил свою мысль. Сложно сказать, что я его в полной мере освоила, но буду дальше встраивать этот навык.