Укрощение ума и страстей: Випассана
Автор: Михаил Рыбаков, www.mrybakov.ru
Недавно я 10 дней был "монахом" и жил в "монастыре". Хотя и не в таком, о котором вы могли подумать. Я участвовал в курсе Випассаны. Я очень доволен результатами, и хочу поделиться с вами - возможно, вы сочтете, что пройти это будет полезно и вам. Сразу скажу, что это совершенно бесплатно. Что дает Випассана:
- Повышение чувствительности: как по обычным каналам (зрение, слух, тактильные ощущения и пр.), так и усиление интуиции
- Усиление осознанности: окружающего мира и себя в нем
- Равновесие, спокойствие ума
- Принятие правильных решений и выполнение правильных действий
- Как следствие - гармонию и счастье.
Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», – одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии. Она была заново открыта Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавалась им как универсальное лекарство от болезней, общих для всех – как Искусство жить. Подробности вы можете прочесть на сайте российского центра Випассаны (слева внизу) и в Википедии. Випассану могут практиковать не только буддисты, но и представители любой другой веры, а также атеисты. Она не подразумевает вступления в какую-либо секту, выполнения обрядов и ритуалов, поклонения и т.д. Будда был реальным человеком, никогда не объявлял себя святым, сыном Бога и пр., хотя последователи и создали вокруг него очередной культ. Он был практиком, достигшим просветления благодаря собственным усилиям, чему и учил остальных. После начального обучения (которому и посвящен курс) можно практиковать Випассану у себя дома. К Випассане можно относиться по-разному:
- Как к психологической технике по тренировке своего ума и ощущений.
- Как к пути, ведущему к просветлению, т.е. полному постижению реальности и выходу из круговорота перерождений и страданий.
Сами решайте, какой ближе вам. Главное, что это помогает в реальной жизни быть уравновешенным и счастливым. Цель Випассаны - очистить свой ум от загрязнений, коих у каждого обычного человека масса. На языке пали, на котором говорил Готама Будда, их называют санкхары. Как они образуются? Рассмотрим, как работает наш ум:
- Сначала мы воспринимаем нечто (видимый образ, звук, ощущение)
- Затем мы идентифицируем его (определяем, что это такое)
- Потом даем оценку: хорошо это или плохо
- Реагируем на это (сначала в уме, затем словом, затем действием), порождая санкхары
И все бы хорошо, но есть одна большая проблема.
- Когда человеку что-то не нравится, он испытывает к этому отвращение, т.е. негативное чувство, коим может быть агрессия, страх и пр. Человек страдает, стремится избежать его.
- Когда нравится - влечение, которое порождает привязанность. Т.е. человек стремится получать это вновь и вновь, а когда это невозможно - страдает.
Главный вывод: и влечение, и отвращение приводят к страданиям. Жизнь большинства людей - метание от одного страдания к другому. Потому что:
- Так много явлений в жизни напрягают, расстраивают, бесят, пугают и пр. От укуса комара до боли в спине, от плохого поведения вашего ребенка до неправильных властей. Важно то, что человек, испытывая негатив к кому-то или чему-то, на самом деле в первую очередь вредит себе.
- Столь много явлений вызывают привязанность. Например: комфорт, избыточная еда, алкоголь и наркотики, компьютерные игры, телевизор, музыка, секс... Список можно продолжать бесконечно.
Главная привязанность - свое эго, жесткий образ своего Я. А значит - мой, мое, моя: вещи, люди... Любая угроза эго или тому, что человек считает своим, приводит к страданиям. Причем, часто все это происходит на неосознанном уровне. То есть человеку плохо, но он не знает, почему. А если и знает, то не может это изменить, т.к. вышеописанный алгоритм работает в его уме "автоматически". Санкхары бывают разной силы. Некоторые подобны кругам на воде, некоторые - следам на песке. А некоторые - рисунку, высеченному на камне. И вот именно такие сильные санкхары потом всю жизнь остаются в позсознании человека, отравляют ему жизнь. Влияют на чувства, разум, здоровье. Надо как-то исправить кривой алгоритм работы ума (он описан выше по шагам). Сделать так, чтобы ушли старые санкхары, а новые не возникали. Но как? До Будды уже были учителя, которые говорили, что нужно избегать влечения и отвращения, сохранять ум уравновешенным. На эту тему есть множество притч, пословиц, афоризмов. Например:
- "Не радуйся, нашедши. Не плачь, потеряв"
- "И это пройдет" (см. легенду про кольцо царя Соломона)
Однако понимать это умом и поступать так в жизни - разные вещи. Большинство людей слабо осознают себя, а если и осознают, то слишком поздно. Когда уже испытывают негативное чувство типа злости, или расстройство от того, что не получили что-то, к чему привязались. Судорожное повторение фразы типа "Я спокоен. Я совершенно спокоен" помогает слабо. К чему человек испытывает влечение и отвращение? К ощущениям. Причем, ощущения эти всегда возникают в теле, но обычно человек не замечает большую их часть. Именно это открыл Будда. Не испытывать ощущений живой человек не может. Значит, нам нужно по-другому относиться к своим ощущениям. Не оценивать их позитивно или негативно. Вообще не оценивать. А просто бесстрастно наблюдать. Это и есть суть Випассаны. Мы обучаем (дрессируем) свой ум, в том числе на самом глубоком неосознанном уровне, осознавать свои ощущения и не реагировать на них.
Как происходит обучение?
На практике, которая длится около 10 часов в сутки. На лекциях по вечерам объясняют технику. Есть время, когда можно задать вопросы учителю.
1. Сначала студент обучается концентрировать свой ум. Для этого используется внешне очень простая медитация - Анапана. А именно концентрация на своем дыхании. Вы садитесь с прямой спиной, закрываете глаза и направляете свое внимание на дыхание. Не нужно управлять своим дыханием - это совершенно другие техники (Пранаяма) с другими результатами. Только наблюдаем его естественное течение.
Анапану и Випассану практикуем с закрытыми глазами - ум концентрируется лучше. Поначалу это очень непросто: перед глазами встают картинки из прошлого и фантазии типа снов, в голове постоянно рождаются разные мысли. Их не нужно прогонять - это бесполезно. Просто игнорируйте их. И через некоторое время тренировки их будет становиться все меньше. Другая уловка ума - отключение, уход в полусонное состояние. Вы раз за разом возвращаете себя к осознаванию дыхания и выпрямляете спину. Третья - отвлечения: кажется, что именно сейчас нужно сделать что-то "очень важное", сменить позу, почесаться и пр. Ну и, наконец, мысли типа "Какой фигней я тут занимаюсь!" :)
Ум - как маленький несмышленый ребенок, который только научился ходить, и постоянно убегает куда попало. И вы раз за разом настойчиво, без тени осуждения, возвращаете его обратно. По мере практики эти проблемы уходят. Не совсем, но они перестают вам мешать. Вы научаетесь управлять своим умом. Важно концентрироваться именно на своем дыхании - не на мантрах, воображаемых образах и т.д. Они быстро успокаивают ум, но уводят от реальности. Любые фантазии лишают данную практику всякого смысла. Медитируем в тишине - никакой "медитативной музыки" и пр. Не используем четки, шары для созерцания, благовония и иные подобные предметы. Важно, чтобы все части тела, не участвующие в поддержании позы, были расслаблены. Особенно лицо (лоб, брови, скулы, язык и пр.) и живот.
На 10-дневном курсе простую Анапану практикуют в первый день. Потом учащийся тренируется чувствовать (осознавать) свои ощущения. Не управлять ими, а именно бесстрастно осознавать их. Для этого концентрируют свое внимание на ощущениях в носу (внутри и снаружи), а также на участке от верхней губы до носа. Я по-началу почти ничего не ощущал, кроме того, что ноздри вздымаются и опускаются. Но учитель перед каждой медитацией напоминает, что нужно наблюдать свои ощущения со спокойным уравновешенным умом. И дает длинный перечень того, какие бывают ощущения: прикосновения одежды или воздуха, тепло, холод, давление, покалывание, щекотка и пр. Помогает :)
Очень важно лишь осознавать свои ощущения: такие, какие возникают естественно. То есть ничего не придумывать, а также не отдавать предпочтения тем или иным ощущениям, не провоцировать их появление.
Для меня было открытием, что действительно в каждый момент времени каждый кусочек нашего тела испытывает ощущения. Просто обычно мы их не осознаем.
На курсе постоянно объясняют, как важно оставаться в реальности. Так в один из вечеров эзотерически настроенный участник начал изливаться учителю в благодарностях, говорить, что у того тут самая большая и яркая аура и пр. Ответ учителя был краток: "Оставайтесь в реальности". Мне тоже поначалу в красках представлялись мои внутренние органы: как они выглядят, как работают. На мой вопрос учитель ответил, что все это игры ума - просто игнорируем их.
2. Затем мы еще более "заостряем свой ум". Для этого - сужаем область, на которой нужно осознавать ощущения, до треугольника от верхней губы до носа (не включая сам нос).
Все это - подготовка к Випассане как таковой. Если нет концентрации и умения чувствовать свои ощущения на конкретном участке тела, Випассана невозможна.
Так, к примеру, сейчас я могу после хорошей настройки целенаправленно почувствовать пульс в любой части тела размером с ноготь. Почувствовать изнутри, а не рукой, как обычно щупают пульс. А ведь пульс - далеко не самое тонкое ощущение в организме.
3. На 4-ый день вечером студенты получают собственно технику Випассаны. И затем каждый день к ней добавляются все более сложные элементы. Описывать ее тут нет смысла. Но если кратко, то мы как бы сканируем свое тело от головы до ног и обратно, осознаем свои ощущения. Очень важно не реагировать на них, бесстрастно наблюдать. Ощущения - это и есть ваши старые санкхары.
Они бывают 2 видов: санкхары отвращения и санкхары влечения.
Первые возникли когда-то от ваших негативных реакций на что-то. В ходе Випассаны вы чувствуете их как неприятные тяжелые ощущения, порой - боль.
Вторые возникли, когда вы испытали влечение к чему-то, и привязались к этому ощущению. Они переживаются в теле как легкие приятные ощущения.
Если мы расстраиваемся по поводу неприятных ощущений, то усиливаем старые санкхары отвращения. Если радуемся приятным, стремимся к ним, то усиливаем старые санкхары влечения.
Если же мы бесстрастно осознаем и те, и другие, то они уходят навсегда.
Тогда из глубины на поверхность поднимаются другие санкхары, мы снова их наблюдаем, и они уходят.
И так далее - до полного освобождения от санкхар и страданий.
Все это может выглядеть сказкой, но это правда. Я, как и многие другие люди, испытал это на себе.
- Разум успокаивается и концентрируется одновременно, становится кристально чистым, работает очень четко и быстро. Не только во время медитации, но и в обычной жизни. Ум, натренированный Випассаной, перестает реагировать с влечением и отвращение на различные раздражители.
- Обостряются все ощущения.
- При этом становишься все более равнодушным к боли и иным "неприятным" ощущениям вплоть до полного безразличия (при полном осознавании).
- Физически чувствуешь, что тело стало почти невесомым.
- Как будто очень сильно помолодел.
Может возникнуть вопрос: что, практикующий Випассану становится этаким бездушным бревном? Который ничему не радуется и не огорчается. Который ко всему равнодушен?
Конечно, нет. Разум, очищенный от загрязнений, возвращается к состоянию, когда он полон любви ко всему миру. Да, пламя страстей ушло. Но в душе и в уме горит постоянный ровный огонь света, любви и мудрости.
Кстати, вы сохраняете и способность действовать в жизни решительно, а при необходимости и жестко. Однако даже в таком случае вы будете делать это полностью осознанно, с чувством любви и стремлением помочь тому, кто находится в неведении, а не с ненавистью.
Все ли так просто? Конечно, нет.
Выдержать курс нелегко. О части трудностей я написал.
Другая проблема - эго постоянно восстает: "Да что я тут делаю?! Трачу время на такую фигню, а у меня столько важных дел! Нужно валить отсюда, валить!"
Часто что-то получается не сразу. А если и получилось, то первое время результат неустойчивый. Так, где-то на 6-ой день мой ум вообще пошел в отказ: перестал концентрироваться, различать ощущения. Все страшно бесило. И все равно я весь день старался, работал. Ощущения начали возвращаться только к вечеру.
Вообще 10 дней медитировать по 10 часов с непривычки очень непросто :) Тяжело как уму, так и телу - ведь во время всех медитаций (они длятся по 1-2 часа с перерывами меду ними на 5 минут, а также на обед и полдник) нужно сидеть, иногда - полностью неподвижно.
На чем и как сидеть - отдельный вопрос. Очень важный, ибо от него по началу во многом зависит успешность всей медитации. Опытный медитатор может сидеть часами в казалось бы очень неудобных позах. По мере тренировки боль в какой-то момент просто уходит. Но поначалу важно подобрать приемлемое для вас положение.
Как правило сидят на полу, подстелив под себя коврик, или на одной либо нескольких полужестких подушках для сидения, или на специальной низкой скамеечке для медитаций (ее можно купить).
Позы:
- В лотос с непривычки даже не пытайтесь сесть.
- В полулотос - тоже не рекомендую. Долго не высидите, а спина будет искривлена, что очень плохо как для медитации, так и вообще для здоровья.
- Часто сидят в традиционной японской позе сэйдза (яп. "правильное сидение"). Сидите коленями на полу, голени своими подъемами (передними частями) лежат на полу (коврике), стопы и тыльные стороны пальцев ног развёрнуты кверху, ягодицы — на пятках. Тут хорошо то, что проще держать спину прямой. Рекомендуется класть сзади на голени полужесткую подушку, чтобы было мягче сидеть и чтобы сильно не пережимать сосуды под коленями (край подушки упираем в колени сзади). Голеностопный сустав очень полезно растягивать (обычно с возрастом он становится негибким, что плохо для здоровья). Но делайте это постепенно - долго с непривычки в этой позе вряд ли высидите.
Можно купить специальный складной стул для сейдза: на него можно положить ягодицы. Он создает видимость сидения в позе сэйдза и при этом убирает нагрузку с пяток и ступней.
- Можно сидеть на низкой скамеечке, как на коне (ноги вытянуты назад, подъемами на полу). Хорошо опять же подложить подушку. Так можно сидеть уже долго: я большую часть курса повел именно в этой позе.
- Можно ставить скамеечку к стенке, чтобы опираться о нее спиной - следите, чтобы она была прямая.
- Крайний вариант - сидеть на обычном стуле или табуретке. Но не развалившись, а опять же с прямой спиной.
Когда будете практиковать, постепенно снижайте комфортность позы, но без фанатизма.
Очень полезно спокойно осознавать свою боль. Она раньше-позже уйдет, а вы выйдите на новый духовный и физический уровень.
Важно практиковать ежедневно. На курсе рекомендуют утром и вечером по часу. Тут решать вам, но хотя бы час утром - желательно. Ведь результаты зависят от вашего упорства и регулярности практики.
Хорошая новость: если вы медитируете регулярно, то высыпаетесь на несколько часов быстрее, чем раньше. Времени, которое вы выиграете у сна, хватит на медитацию и не только. При этом мозги и тело будут гораздо свежее, чем прежде.
Медитировать нужно до завтрака: сразу, как только проснулись. Можно выпить стакан воды или чая. Медитация выполняется на пустой желудок и свежие мозги.
Если вы занимаетесь по утрам еще какими-то практиками типа йоги или физкультурой (например, я - "Исцеляющим импульсом" по Голтису), то сначала медитация - потом другие занятия.
Через некоторое время человек научается осознавать ощущения в своем теле и дыхание почти непрерывно - кроме фазы глубокого сна. Это позволяет в повседневной жизни ловить первые признаки того, что ум собирается выйти из равновесия. И возвращать его к спокойствию.
Самостоятельно Випассану освоить практически невозможно. Хотя бы потому, что чтобы научиться серьезно медитировать, нужно погрузиться в это на длительный период (учителя Випассаны выяснили на опыте, что 10 дней - это минимум для вводного курса). Будда сам открыл эту технику, но мы - не он.
Важно также то, что все время курса (кроме последнего дня) студенты проводят в Благородной тишине. То есть вообще не разговаривают друг с другом. Вопросы по технике можно задавать учителю, по бытовым вопросам - менеджеру курса. 10 дней помолчать - очень просветляет :)
10 дней вы вообще не думаете над бытовыми вопросами (проживание, питание и пр.) - все делают за вас.
А вот еще плюсы, которые дает прохождение курса.
- Курс начинается с принятия обета соблюдать (в ходе курса) заповеди, которые очень напоминают христианские. То есть привыкаем жить по ним.
- Режим дня: подъем в 4.30 утра, отбой в 21.30. Можно спать еще в свободное время днем. Как ни странно, этот режим очень даже реальный и здоровый.
- Вегетарианство. Все дни - здоровое питание с большим количество свежих овощей и фруктов, салатов. Мне понравилось, я пока не вернулся к мясоедству.
- Последний полноценный прием пищи в 11 утра (!), в 17 - легкий полдник: фрукты и чай. Это тоже совершенно реально. Уже вернувшись домой, я сейчас не ем после 15 часов (пью травяной чай), и не хочется. Гораздо лучше высыпаюсь, и вообще ощущения классные.
- На курсе - полный запрет на алкоголь и иные психотропные вещества, включая курение. Правда, я и раньше их не употреблял.
- Все 10 дней - полное разделение полов. Успеваешь соскучиться по жене/мужу ;)
Таким образом за время прохождения Випассаны можно приобрести многие здоровые привычки.
Дома организовать себе такие условия сложно.
Если хотите начать практиковать уже сейчас, то можете каждой утро заниматься медитацией Анапана (см. выше). Я так и сделал еще до начала курса - и ощутил хорошие результаты по жизни - ясность и уравновешенность ума и пр. Випассану не заменяет, но готовит вас к ней.
Хотя бы по полчаса по утрам, постепенно можно довести до часа. Можете постепенно перейти к концентрации на ощущениях в районе носа и над верхней губой, а потом сузить участок: от верхней губы до носа не включительно. Випассану не пытайтесь практиковать до обучения - много тонкостей, что-нибудь сделаете не так.
Можете прочесть книгу "Искусство Жизни. Медитация Випассана, как ее преподает С. Н. Гоенка". Ее написал Уильям Харт - современный западный человек, много лет практикующий Випассану. Она не даст вам технику для самостоятельной работы без прохождения курса, но вы разберетесь в теории, обоснованно решите, надо ли оно вам. Подготовите свои мозги - будет легче пройти курс.
В будущем, чтобы поддерживать и усиливать практику, можно приезжать на курсы аналогичной или иной длительности. Это не отменяет самостоятельной практики, а помогает ей.
Для объективности опишу, что напрягало на курсе. Кроме вышеописанных проблем - аудиозаписи с пением буддийских текстов занудным голосом перед медитациями и после них. И то, что к учителю нужно обращаться, сидя в позе сэйдза. Но это Восток... Вообще-то даже полезно для смирения эго ;)
А теперь интересный вопрос: кто же все это организует и на какие деньги?
Организуют добровольцы, которые сами ранее прошли курс. Делают это в свободное время (в отпуск и т.п.). Так, на каждом курсе есть команда "старых студентов", которые приехали специально, чтобы служить, т.е. обслуживать курс: готовить участникам еду и пр. Так же и менеджеры курсов. Зачем служат? Это тоже ценная духовная практика - безвозмездно помогать другим людям в хорошем деле. Такая форма благотворительности, когда вкладываешь не деньги, а время и усилия. И это не какие-то лузеры и бездельники. Так, руководитель российского фонда Випассаны - бизнесмен. Тратит на центр свое свободное время.
Во всем мире Випассана бесплатна и развивается на добровольные пожертвования тех, кто ее прошел курс и остался доволен. Каждый сам решает по окончании курса или в любое время после него, нужно ли вообще платить, и если да, то сколько.
По всему миру сейчас более 120 постоянно действующих центров медитации Випассаны, только в Индии их десятки. Есть и на всех других материках, в самых разных странах. Все они созданы, начиная с середины 20 века, когда эта практика стала распространяться среди мирян
В России - пока один, в Подмосковье. Его запустили в прошлом году. Любопытно, что заброшенный детский санаторий для него тоже купили на взносы добровольцев, которые до этого собирали несколько лет. Условия проживания там пока простецкие, но для успеха в практике это не важно.
Мест пока, увы, меньше, чем желающих - запись на курс порой заканчивается через несколько часов после начала. Если вы решили участвовать, а места уже закончились, - попробуйте записаться в "лист ожидания". Если кто-то откажется, вам могут предложить участвовать. Я попал на курс именно так.
Если резюмировать, то я считаю Випассану полезной практикой. И буду регулярно заниматься ей самостоятельно. Нужно ли это вам - решайте сами. В мире Випассану практикуют многие серьезные люди: бизнесмены, политики, ученые. В России пока не очень принято заниматься духовно-физическими практиками. Но это вопрос времени.
Если надумаете пройти курс, изучите сайт российского центра Випассаны и запишитесь на удобный вам по времени курс. В этом году центр работает только до 23 сентября (в корпусах пока нельзя жить в холодное время). Будут еще курсы в октябре в арендованном помещении. Также центры медитации действуют в других странах, в т.ч. Украине.
В заключение хочу сказать следующее. Я глубоко убежден, что каждому человеку очень полезно заниматься той или иной духовно-телесной практикой. Какой - выбирайте сами. Пусть она станет такой же естественной частью вашей повседневной жизни как еда, сон и чистка зубов.
Однако хочу предостеречь от крайностей. Их две.
- Глухое отрицание. Такие люди всю жизнь проводят в тюрьме из своих стереотипов и предрассудков, страхов и иного негатива. Живут убого, но на любое предложение изменить свою жизнь отвечают резким отказом: "Не верю! Это не работает! Это не для меня!" и пр.
- Слепой фанатизм. Эти люди теряют разум, любое учение превращают в догму, а полезное занятие - в пустой ритуал. Про таких говорят: "Заставь дурака Богу молиться - он лоб расшибет". Они склонны к поклонению, создают себе кумиров, и способны любое разумное начинание превратить в секту. Для таких людей "все, кто не с нами, тот против нас".
Некоторые люди практикуют только ради приятных ощущений. То есть привязываются к ним, создают очередную зависимость. Такая практика приносит вред, а не пользу. Хотя все равно это гораздо лучше, чем пить водку, объедаться, играть в компьютерные игры и смотреть телевизор ;)
Некоторые верят, что как только они начнут заниматься той или иной практикой (например, медитировать), все проблемы их жизни решатся как по мановению волшебной палочки. Что теперь можно забить на бизнес, образование, семью, здоровый образ жизни и пр. Это - бегство от реальности. Увы, таких людей много в любом, даже самом здоровом занятии (например, по моему опыту, в спорте).
Относитесь к любому занятию, в том числе духовно-телесным практикам, со здравым умом. Не отрицайте, но и не верьте на слово, проверяйте все на своем опыте. Занимайтесь практикой, а не пустым теоретизированием, не уходите в эзотерические глюки. Важно, чтобы ваша практика приносила вам реальную пользу в этой жизни.
Сохраняйте терпимость к тем, кто не разделяет ваши убеждения.
По началу новое дело дается нелегко. Во многих занятиях - наведении порядка в бизнесе, медитации, спорте и пр. - требуются настойчивость и упорство, чтобы получить результаты. Чего я вам и желаю.
Будьте счастливы!
10.06.2012