Типология Юнга в изложении И. Карнауха
Человек, находясь в коммуникативном пространстве, постоянно взаимодействует с другими людьми. При этом оказываются задействованными такие присущие организму функции, как усвоение информации и способ принятия решения. Осуществляются они мозгом человека — своеобразным пунктом переработки информации, у которого есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе выдает готовое решение.
Люди по-разному воспринимают информацию. Одни — буквально и конкретно, прекрасно запоминая детали, факты, цифры, а другие мало обращают внимания на мелкие детали, они видят мир через образы, за конкретными фактами они угадывают тенденции. Про таких говорят, что они обладают шестым чувством.
Принимают решения люди тоже по-разному. Одни при этом основываются на объективном анализе. Другие прислушиваются к собственному сердцу, к своим и чужим чувствам. Что важнее — разум или чувства? Типология утверждает: каждому — свое.
Согласно взглядам К.-Г. Юнга, всех людей по способу восприятия информации можно разделить на две группы:
S — люди, воспринимающие только практическую, конкретную информацию (ту, которую можно увидеть, услышать, потрогать).
N — люди, воспринимающие понятийную, невербальную, «невидимую» информацию.
Еще в две группы Юнг объединил людей по способу принятия решений:
Т — люди, объективно, логически оценивающие информацию и аналогично принимающие решение.
F — люди, субъективно оценивающие информацию, с этической точки зрения и так же принимающие решения.
Человек, собирающий конкретную информацию (S), может принимать решения и объективно, и субъективно. То же самое относится и к человеку, принимающему информацию по типу N. Таким образом, К.-Г. Юнг выделил четыре базовые психические функции.
Сенсорика — S (от англ. «Sensation» — ощущающий) — функция конкретного восприятия мира через органы чувств.
Интуиция — N (от англ. «Intuition» — интуитивный) — функция отвлеченного восприятия мира в целостных образах и картинах фантазии.
Логика — Т (от англ. «Thinking» — думающий, мыслящий) — мыслительная функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решения объективно, беспристрастно.
Этика — F (от англ. «Feeling» — чувствующий) — психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлеченности во внутренний, душевный мир окружающих людей.
Функции в каждой из этих пар взаимоисключаемы, то есть конкретный человек воспринимает информацию каким-то одним способом, наиболее развитым, например сенсорика (S) у него может преобладать над интуицией (N) и наоборот. И решения человек принимает также на основе преобладающей оценочной функции: либо логики, либо этики.
К.-Г. Юнг ввел еще два параметра человеческой психики: экстраверсия (Е) и интроверсия (I).
Экстраверсия — активная и энергозатратная установка психики, нацеливающая человека на экспансию. Люди, обладающие этим качеством, настроены на активное общение. В большинстве случаев они коммуникативные и интеллектуальные лидеры.
Интроверсия — пассивная и энергоэкономная, защитная установка психики. Интроверты сосредоточены на себе. Они сдержаннее, чем экстраверты, и гораздо реже оказываются в роли лидеров, особенно в больших группах.
Таким образом, четыре психические функции получили экстравертную или интровертную окраску. Теперь модель личности стала более объемной, разносторонней и законченной. На основании всех приведенных параметров выделяют восемь базовых психотипов (следует уточнить, что в работах К.-Г. Юнга нет четких описаний «портретов» психотипов.).
Экстраверты:
ES — сенсорный экстраверт
EN — интуитивный экстраверт
ЕТ — логический экстраверт
EF — этический экстраверт
Интроверты:
IS — сенсорный интроверт
IN — интуитивный интроверт
IT — логический интроверт
IF — этический интроверт
Основываясь на подходе Юнга, сегодня каждый может руководствоваться следующими постулатами.