Теория личностных кризисов Гейл Шихи

31 декабря 2005 г. в 21:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Некоторые деятельные, ответственные и оптимистичные женщины считают, что «плохие семьи бывают только у плохих жен», и верят, что если она всегда будет безукоризненно хорошей женой, ее не ждут неожиданные неприятности. К сожалению, это не всегда бывает так. На ее семью (точнее, на ее мужа) могут налетать совершенно непонятные «бури», взявшиеся неизвестно откуда, если не учитывать личностные кризисы.

То, что в жизни человека случаются кризисы, переломные моменты, когда требуется переосмысление всего прожитого и принятие новых решений, известно давно. Но американский психолог Гейл Шихи утверждает, что эти кризисы имеют определенную тематику, последовательность и следуют друг за другом через каждые семь лет, начиная с шестнадцатилетнего возраста.

Эти позиции достаточно спорные, но, на мой взгляд, очень полезные. Даже если кризис наступил не через семь, а через пять или десять лет, и даже если тематика его и характер переживаний немного другие — человек, знакомый с общей концепцией, быстрее сможет во всем разобраться и принять правильные решения.

Кризисы у мужчин ярче выражены и протекают тяжелее, поэтому описываются именно они.

16

Итак, где-то в шестнадцать лет подросток встает перед проблемой, когда нужно доказать (в первую очередь себе и только потом — другим): «Я уже не маленький! Я все могу сам, не хуже любого взрослого!»

Он старается оторваться от родительской опеки, ищет самостоятельные пути во взрослую жизнь. Поиски... Бродяжничество... Попытки установить любовные контакты с девушками...

И то, что взрослые оценивают как обычную распущенность и подростковое хулиганство, имеет в душе подростка другие причины: поиск себя и самоутверждение.

23

Следующая дата — двадцать три года. Парень уже не чувствует себя маленьким, но теперь требуется доказать: «Я уже полноценный взрослый, взрослый во всех отношениях». Как доказать?

Традиционны несколько «ходов». Первый состоит в том, что молодой человек рисует себе План на всю жизнь.

Он станет известным ученым, поэтом, чемпионом, у него будет много денег, машина, дача, жена-красавица, много детей, роскошная квартира. «Я буду всегда любить жену и детей, они — меня!» ...Все это красиво, грандиозно и именно поэтому совершенно нереалистично.

Или, чтобы почувствовать себя взрослым, парень женится.

Прекрасно помню: когда я где-то в этом возрасте женился, предметом особой гордости было кольцо. Еду в метро, наблюдаю: все видят, что у меня есть кольцо? Я тоже женат!

30

Прошло семь лет, ему тридцать. Тут становится очевидным, что его мечты недостижимы, и тогда во весь рост встает тяжелое, рождающее отчаяние слово: «Никогда». Никогда он не будет... Никогда у него не будет... Страшно признать, что жизнь не получилась, и начинается бегство от открывшегося «Никогда».

Он понимает, что его работа как у всех, обычная, плохо оплачиваемая и не приносящая удовлетворения... — и старается поменять работу (иногда, вместе с этим, и профессию, и квартиру, и город).

Видит, что его семья — не счастливое семейство, все как у других, обыденно и трудно. Попытки что-то наладить, выяснения отношений ни к чему не приводят, надоели. Так жить нельзя, он ищет любовь на стороне, пытается заменить семью; отсюда волна измен и разводов.

Видя, как все вокруг рушится, он бежит от себя, в том числе в пьянство...

Кризис кончается, когда мужчина принимает жизнь в более реалистичном варианте. «Переболев», он на работе ставит достижимые цели, отношения в семье переходят на стабильные накатанные рельсы, в духе «сотрудничества-сожительства», когда каждый делает свое дело. Супруги находят оптимальную дистанцию между собой, когда они живут каждый своей жизнью и не лезут в жизнь другого; живут, «как все», уже воспринимая это как «нормально».

37

Все хорошо, жена вздохнула («перебесился»), но тут подходит самое тяжелое испытание: тридцать семь — кризис середины жизни. На горизонте появляется Смерть.

Он и раньше знал, что умрет, но понимал только головой, абстрактно, и к сердцу это близко не принимал, а тут на себе почувствовал: появились первые Отметины, звякнули первые Звоночки... Здоровье стало давать первые серьезные сбои: сердце, печень, сосуды... Он кожей почувствовал старение и приближение смерти: «Неужели все? Неужели впереди только увядание и Черная Дыра, куда провалится все, что ты сделаешь?»

Мужчина начинает «дергаться».

Стараясь восстановить здоровье, кидается в спорт, причем с отчаянием, неумеренно, до инфарктов.

Деньги и карьера в его сознании серьезно обесцениваются: «Зачем? С собой в могилу не возьмешь!» Теперь его тянет на работу не престижную или денежную, но на человеческую и осмысленную.

По житейски это — потеря денег и некоторых благ для семьи. Поставьте себя на место жены: она-то переживает!

Мужчину снова перестает устраивать его семья — спокойным, рутинным течением семейной жизни. Хочется оставить после себя хороший след, передать свои знания и опыт.

Многие отцы начинают («наконец-то!») тянуться к детям, но сыну как раз исполняется шестнадцать (посчитайте!), его задача сейчас — «рвать корни», и отец натыкается на отталкивание. С душевными смятениями он может потянуться к жене, но у них обоих сейчас начинаются возрастные гормональные сдвиги. У мужчин «вымываются» мужские половые гормоны, у женщин — женские. Это значит, что он становится более сентиментальным, в то время как у нее появляется больше мужских качеств. Он тридцать лет не плакал, а тут слезы на глазах, ему хочется прижаться к жене, а жена грубеет, да и сам он ее отучил от нежности и откровенности. Он нарывается на: «Картошку принес?» и понимает: «Семья — рутина, жена — скотина...»

Его не понимают, он одинок, жизнь пуста и бессмысленна, поэтому снова уходы в пьянство и измены.

Особенность этих измен в том, что они почти всегда «с молоденькими»: ему нужны доказательства, что он еще на что-то годен, что его еще списывать рано.

Бедная жена! Она его не понимает, но видит, что мужик «просто сдурел!» Реальность в том, что ее муж остро нуждается в помощи, он тяжело душевно болеет, а жена, самый близкий ему человек — против него, она оказывается первым его гонителем и врагом!

Отсюда — новый, сильный, драматичный для обоих пик разводов. А нужно, в сущности, немного — понять друг друга...

Файлы:
  • Личностный кризис
  • Возрастные кризисы
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (7):

Михаил, 07 мая 2015 г. в 19:02
Для меня эта статья - слишком субъективная и пронизанная личными стереотипами и проблемами автора.
Максим, 01 ноября 2015 г. в 22:23
На мой взгляд, это субъективизм и личные тараканы автора. Тогда я могу своё вИдение рассказать: 14 всё супер, 22 - всё вообще обалденно, 28 - с иллюзиями дружно расстаемся, идёт духовный рост. 30: ощущение что мне 14. Жизнь прекрасна! 35: ощущение что мне максимум 24, всё впереди, громадьё планов и все ошибки позади! Не знаю что там у автора болит в 37, пить надо было меньше и есть всякие канцерогены))
1 ответ
Гость, 15 марта 2020 г. в 04:23

Реальные проблемы со здоровьем начинаются после 39 лет из-за активного старения организма. В некоторых случаях иллюзий нет уже после 20 лет, но это если имеются возможность и способность понять, что те либо иные мысли — арендованно-впаренные, а не собственные. А генетическое старение, связанное с приходом 30-тилетнего возраста, не является критическим для здоровья. Лишь после 40 лет могут возникнуть проблемы, а после 45 лет — посыпаться зрение. И то — это можно сдвинуть, если выполнять 1000 и 1 правило.

Гость, 10 мая 2016 г. в 03:42
Почему не описываются кризисы возрастов женщин?
Гость, 17 августа 2016 г. в 15:48
Да-да, жена во всём виновата, верное резюме :) Она это мечущееся нечто терпела и в конце и виноватая сама вышла, у неё ведь кризис не кризис, а тянуть обоз кому то надо, пока бедный дядечка всё мечется, несчастный весь такой.
Гость, 28 апреля 2017 г. в 04:56
На самом деле все проще: послать друзей, послать подруг - я сам себе отличный друг. И не ныть. А то я ныл и бабам это нравится, в мамку играть.
Гость, 07 июля 2019 г. в 14:44

Почему про мужчин только? А женщине не надоедает в 30-ку, пик женской сексуальности, надоевший муж, которого надо обслуживать и плюс тянуть на себе воз бытовых забот? Семья-работа-надоевший муж-дети и вся кутерьма на одном человеке: должна-должна-должна кругом. Вот где кризис, мужики, вам и не снилось! Самореализации никакой, муж - обуза, бьется в истеричном припадке от своих собственных кризисов, изменяет, потому что жена, на которой дети, быт, работа и забота не понимает его тонкой душевной организации. ВЫ КОГДА ЖЕНЩИНУ ПОНИМАТЬ НАЧНЁТЕ, А??? Проще завести собаку для общения и любовника на выходные, чем такого вот мужа, которому кроме своей инфантильной персоны ничего не надо, а брак для него - это свободный секс и жратва на столе каждый день и никакой ответственности и уважения к человеку рядом. И пофиг ему на жену, но в статье не пишется, что от такого вот его поведения жена идёт в загулы с другими мужиками, меняет работу, продаёт квартиру и спивается. Жене, видимо, жить в кайф в 30/37 лет, особенно с мужиком, который гуляет и пьёт. "Понимайте друг друга", пишет автор, но по сути это - понимайте мужика, вернее не понимайте, а прощайте скотство: изменил?- кризис, спивается? - 37 уже, страдает, бедняга. Мужик это соплежуй или человек разумный?

Материалы по теме:

31 дек. 2005 г.
Кризис среднего возраста
Кризис среднего возраста — метания и переживания, личностный кризис в возрасте 30-40 лет. 
01 янв. 2006 г.
Личностные кризисы
Личностные кризисы — среднесрочное, без явных внешних причин периодически возникающее временное личностное нездоровье, которое объясняют особенностями внутренней динамики личностного развития человека.
01 окт. 2022 г.
Позволить себе быть молодой
Когда я поняла, что мои любимые мелодии звучат на радио «Ретро», то нахмурилась...
01 янв. 2013 г.
Возрастной кризис как удобное самооправдание
Личностные кризисы — показатель не столько этапов взросления, сколько недостаток образования и затянувшейся инфантильности.
01 окт. 2022 г.
Возрастные кризисы
Психологически трудные моменты в жизни человека, личностные кризисы, связанные с его возрастом.