Речь истероида
Интонации у истероида мелодичные. У него широкий диапазон, чуть ли не от баса до колоратурного сопрано. Он может произвольно замедлять и ускорять темп речи. Нет чеканности эпилептоида, есть певучесть. Слова произносятся плавно. Нет прерывистости, а если она и появляется, то намеренно, чтобы люди расчувствовались, чтоб показать, как «я смешался». Речь у истероида складная; не по складам он незнакомый текст читает, а так, как будто заранее все выучил наизусть. Модуляции и темпоритм речи истероида могут быть гипертрофированы, но практически всегда адекватны содержанию высказываний, в отличие от неадекватной речи шизоида. Речь истероида более выразительна, чем у эпилептоида, у которого она, впрочем, тоже адекватна смыслу, и более модулирована, чем у гипертима (этот и в речи просто вертляв). Иногда у истероида проявляется вальяжная или ироничная интонация. Его речь достаточно тонко выражает эмоции.
Дикция прекрасная, все буквы выговариваются, все внятно, членораздельно. Ему легче, чем другим психотипам, даются скороговорки. Он может произнести слово «молниею» так, что слышны зигзаги; мол-ни-е-ю. Легко и непринужденно произносит такие наукообразные абракадабры, как ассоциационизм и т. п.
Говорят истероиды с некоторым напором, но по степени убежденности и убедительности они отстают от паранойяльных.
Истероид поясняет смысл сказанного жестами и мимикой: «И дольней лозы прозябанье...» Это из пушкинского «Пророка». И он показывает жестами, какая она тонкая, одинокая и несчастная. Жесты тоже плавные, пластичные, мелодичные, как и все его движения. В принципе он может и старается говорить понятно, умеет донести до слушателя свою мысль. Но иногда, когда хочет показать свою причастность к некой элите, истероид может специально употреблять непонятную большинству терминологию, в чем проявляется своего рода кокетство. «Вы имеете в виду псевдогаллюцинации в составе синдрома Кандинского— Клерамбо или гипнопомпические галлюцинации аш-игрековой природы?» — во как закручено. Это «психологиня» — неэрудированным в психопатологии педагогам.
В противовес таким истероидным садистически-непонятным пассажам шизоид навязывает недоступный стиль речи потому, что сам плохо связан с окружением, закован в латы терминологии, не может из них выбраться, он словно медитирует, цитирует самого себя, разговаривает сам с собой.
Речь истероида похожа на актерскую. Но есть отличия между истероидками менее образованными, «провинциальными», и образованными, как бы «столичными». Можно сказать, «истероидка столичная — речь артистичная, истероидка провинциальная —речь театральная». В любом случае — кокетство.
Истероиды нередко перебивают собеседников, себя же перебить не позволяют, а если кто-то пытается это сделать, они форсируют голос, ускоряют речь. Речевое оформление мыслей у истероида достаточно четкое, понятное. Он, как и эпилептоид, хорошо структурирует свои устные высказывания если и не по принципу «первое — второе — третье», как у эпилептоида, то все же разные аспекты мысли подчеркиваются хотя бы голосом.