Пророк
Пророк - религиозный деятель (или деятель религиозного типа), несущий и активно пропагандирующий какую-нибудь жизненную идею. Автор идеи - обычно не сам пророк, он только ее носитель и пропагандист. За пророком обычно последователи: апостолы и адепты.
Личность пророка
Пророк - всегда личность определенного типа, а именно чаще это паранояльный рисунок личности.
Рисунок личности в норме - черты нормальной личности, описываемые нередко языком психопатологии (шизоид, истероид...), но не доходящие до акцентуации и тем более психопатии.
Библейские пророки
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин. «Пророк»
Более пятидесяти пророков и пророчиц предстают перед нами в книгах Ветхого Завета. Среди них - духовный вождь израильтян Моисей и его сестра Мириам, судьи израильские Дебора и Самуил, цари Давид и Соломон, священник Иерусалимского Храма Иезекииль, придворный Исаия, простой пастух Амос. Об одних пророках мы узнаём из написанных ими самими книг, о других повествуют библейские сказания. Они жили в разные эпохи, принадлежали к разным сословиям, но при всей непохожести, у библейских пророков было много общего.
В древнееврейском языке слову «пророк» соответствует понятие «нави» - призванный, вдохновленный Богом. Неожиданно для них самих, порой против собственной воли, пророки были призваны Богом, чтобы провозглашать его волю, быть его устами. «Дух Господа Бога на мне», - эти слова из книги Исаии (Ис., 61:1) точнее всего выражают мироощущение библейских пророков.
Хотя пророки вещали от имени Бога, они, в отличие от прорицателей античности, не теряли в самозабвенном экстазе свою индивидуальность. На деяниях и творениях библейских пророков лежит печать их дарований, характеров и жизненного опыта. В Ветхом Завете божественное откровение не просто передается людям через посредничество пророка, а преломляется в неповторимой личности избранника.
Пророки были наставниками народа и советниками царей, политиками и трибунами, поэтами и мудрецами. Они были погружены не только в прорицания будущего и в прозрения сокрытых для простых смертных тайн божественного мироздания, но и в гущу событий своей эпохи. Пророки пламенно, подчас даже гневно обращались к своим современникам – сильным мира сего и обычным людям, неустанно разоблачали их греховность, укоряли за неправедные желания и поступки, взывали к их совести.
Идолопоклонство, падение нравов, социальная несправедливость – вот характерные темы пророческих проповедей. Неистовые и бескомпромиссные глашатаи Господа часто оставались непонятыми, вызывали гнев владык, презрение и ненависть простолюдинов. Случалось, что цари преследовали пророков и бросали их в темницы, враждебно настроенные толпы поднимали их на смех, побивали камнями, изгоняли из городов.
Но пророки, которых можно назвать первыми в мире диссидентами и, несмотря на яростный накал их речений, первыми гуманистами и защитниками прав человека, продолжали бестрепетно нести свою миссию. Единственное, что их по-настоящему устрашало, - оказаться недостойными Божественного призвания. Роль иудейских пророков в становлении христианских верований огромна: ведь именно они предсказали грядущее явление мессии – спасителя человечества, посредника между Богом и людьми.