Психологов - на мыло?
Автор: Елена Чуевская
Выпускница Университета практической психологии
Примечание: диалог основан на реальных разговорах с практикующими психологами.
- Знаешь, моя Танюшка в таком восторге от тренингов! Просто расцвела. Такой нежной стала,- подмигивает.
- Знаешь, вы ведь с Таней уже год вместе, а я с ней так с института знаком. И знаешь, я заметил, с Таней нашей после этих тренингов что-то странное происходит. Раньше я никогда не слышал, чтобы она ругалась матом. Ты обратил на это внимание?
- Не волнуйся, это пройдет! Это такая, как бы тебе объяснить, «болезнь роста». Таня преодолела в себе некоторые верования и ограничивающие установки, стала мыслить более самостоятельно, а при этом бывают некоторые «ошибочки».
- Хочешь сказать, что «речь без мата» - это «ограничивающая установка»? А мат - это «ошибочка»?
- Речь без мата - это культурная норма. Но в терминах психологии - и ограничивающая установка тоже. Запрет на определенные слова был привит нам в детстве родителями и воспитателями и воспринят нами некритично. Любой запрет ограничивает человека, согласись? Иногда надо грубо выругаться, а Таня этого сделать не могла - запрет не позволял. В общении с собеседником, которого никакие запреты не сдерживают, у нее внутри накапливалась психологическая напряженность. Когда запретов много: «не пей!», «не кури!», «не ругайся матом!», «не выставляй напоказ интимные части тела!», «не ковыряй в носу!» - человек весь напряжен изнутри, это может привести к психологической травме.
- Ты же не имеешь в виду, что это всё делать стоит?!
- Я имею в виду, что человек должен освободиться от запретов, навязанных ему, а потом принять для себя правила культуры осознанно. Запрет должен быть снят. А потом или принят осознанно или отброшен как анахронизм...
- Архаизм.
- Что?
- Ты хотел сказать архаизм, а не анахронизм, впрочем, не суть, продолжай, пожалуйста...
- A-а, ну да. Осознанный выбор! Это должен быть осознанный выбор человека. Человек должен думать своей головой: надо ли ему пить, курить, выражаться матом. Думать всегда полезно!
- А если человек, взвесив все «за» и «против», решит, что запрет материться глуп? Он ему не нужен, так как, допустим, мешает продавливать свою позицию в споре. В результате откажется от него, и ты не осудишь такого человека?
- Это его осознанный выбор. И потом - (снисходительно) я давно уже никого не осуждаю. Ибо НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.
- И ты будешь по-прежнему общаться с таким человеком?
- Ты говоришь очень отвлеченно. Каждый случай индивидуален. Ты вообще склонен к демагогии, это я давно заметил!
- Демагог, значит. Конкретика нужна. Помнится, когда мы заходили в парк, ты начал рассказывать про твоего начальника. Сергея Петровича, верно? Говорил о весьма веселящей тебя особенности его речи: всякий раз, когда он нервничает в разговоре, то начинает делать паузы, будто проговаривает что-то про себя.
- Сергей Палыч. Но да. У него ещё иногда проскакивает что-то вроде «японамама» и «етить-етить». Забавно он говорит, когда сердится.
- И это будет по-прежнему забавно, если он начнет крыть весь твой отдел благим трехэтажным матом во весь голос? Хотя мотивировать это вас, на первых порах, будет сильнее.
- (покашливает и готовиться читать лекцию) Мы же с тобой понимаем, что в каких-то контекстах и ситуациях употребление мата весьма оправдано. Даже очень культурные и развитые люди не избегают крепких выражений в своей речи. Это украшает язык, обогащает нашу лексику, придает невероятные оттенки нашей речи. Кто-то вот музыку любит, а кто-то - музыку мата. К слову о начальнике. Так, употребление мата для него - сигнал, что он находится среди своих. Показатель доверия! Есть другое. Когда люди матерятся в сердцах, в порыве сильной эмоции - это крайняя степень напряжения, знак экстатического, сильного переживания!
- Ну хорошо, хорошо, окей... Вот послушай, (иронически) господин психолог, ведь не любые же запреты снимать-то стоит, а табу это же тебе не мифы все-таки, чтобы их развенчивать? Есть, в конце концов, мораль, а у религиозных людей - десять заповедей!
- Если даже не все, то чем больше мы снимем, тем лучше! Просто это может занять много времени. Лично я для себя все табу снял.
- Все?! Да ты шутишь! Ведь нельзя, например... бить женщин?
- О, этот запрет я снял первым! Это распространенное заблуждение. Я, конечно, не набрасываюсь на женщин с кулаками, но, если нужно, легко, без внутренних сомнений и угрызений совести, могу ударить женщину. А в каждом конкретном случае это будет мой осознанный выбор.
(последовала удивленная пауза, потом собеседник нашелся)
- А убивать детей? Бить беременных женщин сапогами в живот? Есть человечину?!
- (с гордостью в голосе) У меня нет НИ ОДНОГО табу. Если ребенок будет угрожать моей жизни и жизни моих близких, я его убью без жалости. Ну... а если... представь, например, прилетели инопланетяне и поставили условие: либо ты ударишь ногой в живот эту беременную женщину, либо они уничтожат всё человечество!
- (потрясённо) Ты это серьезно?.. насчет инопланетян? Ну а как насчет «есть людей»?..
- Лично я не осуждаю каннибалов. Более того, для себя я вполне допускаю возможность при определенных обстоятельствах полакомиться человечиной. Например, голод... Не для своего спасения, ты не думай! Но если мне надо будет спасать мою любимую, моих детей, то я...
- (перебивает) То ты поймаешь соседскую девочку, у которой всё равно умерли родители! Зачем плодить сиротство?! Ей всё равно погибать, а ты, твоя любимая и твои дети спасутся!
- Неужели будет лучше, если мы все умрем? Ты мало ценишь человеческую жизнь!
- Я?! Я мало ценю человеческую жизнь?.. Хм. (задумался на минуту) Знаешь, а я все понял, ты мне очень помог. Просто снял шоры с глаз. Ответь мне на вопрос, пожалуйста: почему из психологов нельзя мыло варить?
- Что почему? Из психологов... что???... варить?
- Мыло, (на всякий случай повторяет) Варить мыло. Почему нельзя?
- (не поняв резкой смены темы) Зачем?
- Из психологов отличное мыло. Мыло можно продать. Кто мне, собственно, помешает? Милиция? Её тут нет. Закон? А если я сам законодатель? А еще - закон можно обойти. Подкупить. Обмануть. Мне нужны психологи? Нет. Мне нужно мыло. Допустим, я рациональный и обременен этикой, мне нужно как-то обосновать себе, что из психологов можно варить мыло. Найму психолога со стороны. Он обоснует. А потом я из него тоже сварю мыло. А что? Он мне нужен? Уже нет. А мыло нужно всегда.
- (смеется) Хорошая шутка!
- Отличная. (Взгляд становится скучным) Знаешь, всегда думал, что психология - это «милое женское развлечение», пустая болтовня.
- (перебивает) И зря! Это очень, очень практичная вещь! Похвастаюсь: недавно удалось большому человеку помочь, снять чувство вины. Теперь он больше не стесняется брать взятки. Поднял свой доход в три раза!
- (задумчиво) Даже так?.. Практика, значит... Помощь людям! Ты же социально опаснее любого преступника-рецидивиста! Что мне может помешать сейчас, когда мы вдвоем в парке, стукнуть тебя по голове и прикопать под кустом? (поднимает с земли кусок арматуры)
- Да ты что?! Ты подумай! С ума сошел! Ты же мой друг. Ты ж друг мне! Алё, ты чё?!
- Я подумал. Никакие этические запреты меня уже не останавливают. И Танюша мне с института нравится, я её потом утешать буду, мыло подарю, потру спинку... Не расстраивайся... Это ведь сейчас мой осознанный выбор!
Оригинальная статья кончается ссылками на реальные психологические центры, которые предлагают тренинги по полному раскрепощению и снятию любых табу и социальных ограничений. Надеюсь, вы нас поймете, если мы не будем давать эти ссылки, чтобы не делать этим психологическим центрам рекламу. Редакция Психологоса не считает, что освобождение от всех запретов является нормой в психотерапевтической работе, и полагает необходимым помнить о социальной ответственности.