Просветление в гештальт-терапии
До 60-х готов 20 века о просветлении в Европе мало кто слышал: никто об этом не говорил и популярностью это понятие не пользовалось. Волна свободы 60-х годов, движение хиппи и распространение наркотиков (они в то время были не были запрещены и продавались свободно) принесли интерес к Востоку, его техниках и его ценностям. Активными носителями всего этого оказались психологи, в частности Фриц Перлз, его ученик Джон Энрайт и многие другие участники тусовки и движения Эсален.
Фрагмент из книги Джона "Энрайта Гештальт, ведущий к просветлению"
Скачать книгу Гештальт ведущий к просветлению (правая мышка, Сохранить как)
В 1978 году все эти разрозненные моменты соединились в ясном понимании. Я показывал классу фильм, где Фриц работает с Глорией. Хотя я видел его в третий или четвертый раз, одна фраза, которую я на сей раз услышал, как будто ускользала от меня раньше. Эверет Шостром задает вопрос, какова цель гештальттерапии, и ответ Фрица: "Цель гештальттерапии – пробудить людей от кошмара". Теперь все встало на свои места: этот старый, прокуренный нечестивец говорил о ПРОСВЕТЛЕНИИ!
Есть три фундаментально различных представления об улучшении в человеческой жизни. Одно – патологическая модель. С этой точки зрения, если что-то не в порядке, вы рассматриваетесь как больной, находящийся ниже нормы. С помощью лечения возможно вернуться в состояние здоровья, состояние "окей". Обычно считается необходимой внешняя помощь, хотя возможность самолечения допускается теоретически.
Во второй модели, модели роста, вы рассматриваетесь как человек в норме, человек "окей", но с большими возможностями. Вы можете начать с нормального состояния и придти к чему-то лучшему. Впрочем, оттенок чувств, связанных с первой моделью, проявляется и здесь: быть в норме не так "окей", как быть выше нормы. Внешняя помощь считается полезной для роста, но не столь необходимой, как в патологической модели. Не всегда необходимым, но часто встречающимся представлением является предположение, что рост требует усилия, как при наличии, так и при отсутствии помощи.
С третьей точки зрения, модели Просветления, нет необходимости что-либо делать. Нет нормы и нет места, куда надо идти. Вы уже совершенны, всегда были и всегда будете совершенны. Форма совершенства может изменяться, но то, что вы "окей", не зависит от формы. Бутон – это совершенный бутон, а не несовершенная роза. Все, что необходимо – сдвиг восприятия, видения. Разумеется, в течение жизни вы будете болеть и выздоравливать, вы заметите рост и будете постоянно меняться. Но все это не имеет никакого отношения к возможности переживания правильности и правоты того, каковы вы и где вы находитесь, включая состояние болезни, отсутствие роста, как будто это возможно. С этой точки зрения нет улучшения, роста, изменения, разрешения проблем – есть только пробуждение и видение, что проблемы и "не-окейность" – это иллюзии. Фриц высказал это очень ясно в работе "Гештальттерапия и человеческие потенции" (в сборнике Стивенса, 1975г.). "При успешном лечении невротик пробуждается от своего транса или миража. В дзен-буддизме этот момент называется большим Пробуждением или Сатори. В гештальттерапии пациент переживает много маленьких пробуждений. Приходя в чувство, он часто видит мир ярко и ясно".
Комментарии
Неправда, что личностное развитие всегда идет с оттенком негативных чувств, с оттенком неполного "окей". Если человек ставит себе задачу полного позитивного восприятия, это вовсе не сложно, при нормальной (благополучной) личностной базе это где-то полгода работы. Человеку становится полностью, совсем Хорошо. Далее каждый в зависимости от собственной философии жизни может решить - развиваться ему далее и хватит. Наше мнение - развиваться. Все только начинается! См.→