Отношение сознания и бессознательного
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovn
Взаимоотношение сознания и бессознательного — тема, очень популярная в практической психологии. С точки зрения практики это вопрос в том, кто из них сильнее, к кому обращаться, — поскольку, как и в жизни, обращаться имеет смысл к власть имеющему. Так кто сильнее, сознание или бессознательное, кто кого определяет? Похоже, что никаких твердых научных данных по данному вопросу нет, и каждый специалист решает его по своему, исходя из своих представлений.
Часть специалистов убеждена (обычно это психотерапевты либо психологи с психотерапевтической установкой), что бессознательное больше и сильнее нашего крошечного сознания. Они скептически относятся к возможности сознательной саморегуляции, к сознательным усилиям и возможности менять себя с помощью знаний и наработки умений. Для них сознательные намерения — только рационализации и поверхностные отражения глубин бессознательного, и в целом отношение сознания и бессознательного для них укладывается в образ айсберга, где основной массив айсберга — это бессознательное, а сознание — его крошечная вершина. Простая формула, фиксирующая такие отношения, звучит как «Я маленький, а мир бессознательного — большой».
Представление, что могучее бессознательное больше и сильнее нашего крошечного сознания, имеет множество разнообразных проявлений. «Мое бессознательное знает больше меня», «Наши сны и наши эмоции — посланники бессознательного, к их посланиям необходимо внимательно прислушиваться», «То, что мы усвоили эмоционально бессознательно от своих родителей, всегда сильнее того, что чему мы обучаемся рационально и сознательно», «То, что человек в общении выражает невербально, бессознательно, всегда важнее того, что он говорит осознанно, вслух и прямо, потому что бессознательное всегда сильнее сознания» — подобные взгляды в психологической литературе и живом общении психологов очень распространены.
Есть предположение, что те или иные взгляды психолога всегда есть отражение его практики, если хотите, часть его профессиональной деформации. Чем чаще психолог в качестве психотерапевта вынужден работать с трудными клиентами, не умеющими управлять собой, справляться со своими желаниям и своими эмоциями, тем более естественны для него подобные взгляды. С другой стороны, психологи-тренеры, работающие больше в сфере бизнеса, взаимодействуя с людьми волевыми и организованными, чаще обращаются к их сознанию и реже устраивают диалоги с их бессознательным.
Нужно учитывать и то, что взгляды психологов так или иначе транслируются их клиентам, рано или поздно становятся их убеждениями. Какими? Например, женщине приснился кошмар, а ей от психологов известно, что сны являются посланниками бессознательного. Как она отнесется к этому событию, если она от своего сна еще во сне, если она переживает по поводу кошмара все утро и часто вспоминает об этом днем? Вечером она уже со страхов ждет очередного кошмара, поскольку уверена: «Просто так ничего не бывает! Кошмар мне хочет сообщить о чем-то очень тревожном! Видимо, нужно поговорить с психоаналитиком...» При другой установке клиент, которому приснился тяжелый сон, утром проснется с облегчением: все, утро наступило — никаких кошмаров больше нет, умывайся, из головы глупости выкинь и в светлый день — вперед! И подумай, может быть стоит вечером есть поменьше, чтобы кошмары не снились...
Кажется, что вопрос «кто сильнее: сознание или бессознательное», должен решаться в каждой ситуации конкретно. Если специалист видит перед собой осознанного, волевого человека, то такому человеку большое и страшное бессознательное не грозит и психотерапия ему едва ли будет уместна. Когда воли и сознания много (они сильны), а бессознательное маленькое (слабое), человек может выбирать, как относиться к такому бессознательному: он с ним может дружить, может с ним успешно бороться, может игнорировать...
С другой стороны, в решении этого вопроса можно для решения подумать не об основаниях, а о целесообразности — социальной или педагогической. Есть две философии жизни: в одной человек является сильной фигурой, может занимать позицию Автора, в другой — человек скорее Жертва, его жизнь и его решения определяет его бессознательное. Какую философию возьмем, какую будем продвигать? Кажется, что более педагогически и социально оправданным будет акцент на силе разума, возможностях самого человека. Человек — большой, мир для него — его мастерская.
Это установка оправдана с общественной точки зрения. Эта точка зрения естественна и для родителей при воспитании детей, дает возможность верить в их разум.