Не хочу в школу (подросток)
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Читательница пишет:
...Моему сыну 12 лет и недавно выясняется, что он регулярно (несколько дней подряд) прогуливает школу. Утром кормлю его завтраком, отправляю в школу, сама ухожу на работу, а он гуляет где-то часов до двух до трех, потом приходит домой как будто бы с занятий, каждый вечер делает уроки, собирает портфель, а утром вместо школы — опять гуляем. Стала выяснять — почему? Ответ один: не хочу!
Проблем с учителями у него нет, наоборот — «любимец публики», с одноклассниками тоже. Обещал, что больше такого не повторится, «клялся и божился», я стала сама провожать его в школу, прогулы прекратились. Но вчера мне нужно было на работу пораньше и отправила его одного — опять не дошел! Вечером, глядя мне в глаза, утверждает, что был в школе. И опять обещания, слезы, «я больше не буду». Утром опять повела его в школу, как первоклассника за руку. Что можно сделать в такой ситуации? И доверия к ребенку нет, тяжело и ему, и мне, каждый вечер приходится выспрашивать: был в школе или нет, звонить одноклассникам, проверять.
Что делать?
Первое — разобраться, какие у ребенка трудности, и вместе с ним их порешать. Если отстал по тем или иным предметам — посидеть вместе с ним, во всем разобраться вместе с ним, догнать и перегнать по этим предметам одноклассников. И в принципе научить своего ребенка учиться. Что вам в этом поможет? Читайте книгу Симона Соловейчика «Учение с увлечением. Советы школьникам» и мою статью «О формате, или Какую судьбу мы подарим нашим детям?»
Бывает, что дело в другом: например, у вашего ребенка конфликт с одноклассниками или с учительницей. Это ситуация сложнее, иногда помогут советы из статьи М. Кравцовой «Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)», а иногда проще сменить школу, чем изменить ситуацию в конкретной школе.
Самый радикальный шаг в этом направлении — вообще перестать водить ребенка в школу и перейти на домашнее обучение. Пишет читательница:
Если ребенку не интересно развиваться и узнавать что-то новое — это очень и очень серьезный «звоночек». И звенит он о том, что данное стремление (абсолютно естественное, заложенное в каждом человеке от рождения) в ребенке уже задавлено. Кем? Школой, которая не дает радости, и родителями, которые настаивают на такой школе. Кому нужна такая учеба? Ребенку, которого из года в год собирают в школу, проверяют уроки, ругают из-за отметок, учеба не нужна изначально. Она нужна только его родителям. Всем не хотелось по утрам тащиться в школу, но шли и СИДЕЛИ ЗА ПАРТОЙ И ДЕЛАЛИ ВИД, ЧТО учились. Не надо врать себе. Хотя — не права, учились! Учились лицемерию. Это называется «нас прогибали, теперь мы прогибаем»... круговорот садо-мазо... А разомкнуть этот порочный круг? Слабо?
Замечание: несмотря на категоричность, зерно истины в этом мнении есть. См.→
Понятно, что самые умные родители начинают заботиться обо всем этом гораздо раньше, воспитывают у ребенка настоящую самостоятельность еще до школы и учат ребенка учиться в школе с первого класса. Есть прекрасное правило: «В первом классе нужно с ребенком сидеть и учиться вместе. Научите — все остальные годы ребенок будет учиться сам, а вы будете свободны. Если вы в первом классе решили, что ребенок должен проявить самостоятельность и уроки — его дело, дело закончится тем, что уже начиная со второго класса вы будете делать со своим ребенком все уроки все последующие годы». Научите ребенка учиться, и он будет получать от учебы радость!
Пишет счастливая читательница:
У меня сыну тоже 10 лет. Дочери 12. Со второго класса они учатся сами и для себя. Сами собирают себе портфели, сами разбираются с учителями, если забыли что-то принести, сами исправляют «2» за оставленные дома тетради, сами готовят форму назавтра, сами отслеживают наличие чистых рубашек в шкафу, сами одеваются, принимают душ и чистят зубы вообще с 5-ти лет, сами записывают домашние задания, сами узнают их у одноклассников, если забыли записать, сами учат уроки, сами получают и исправляют двойки, если не выучили и т.п. Но вот не ходить в школу при этом ни у кого желания не возникало. Наоборот, если ты учишься ДЛЯ СЕБЯ, то у тебя есть МОТИВАЦИЯ, чтобы учиться хорошо — получить знания, поступить в институт, чтобы получить ту профессию, которую ты хочешь и т.п. Причем, даже если для этого придется пойти на какие-то сознательные жертвы, например, учить математику или историю, которая не нравится.
Письмо Глеба
Здравствуйте, меня зовут Глеб, мне 13 лет. Я уже замучился от школы, устал сильно. С одной стороны, я понимаю, что учиться надо. История (глубоко ненавистный мне предмет, кстати), к примеру, нужна чтобы понимать ошибки государств и принимать верные решения. И так со всем. Это все, как мне говорят, может мне пригодиться в жизни. Но это равнозначно тому, что я собираю бутылки на улице, мол, лишние деньги не помешают, но можно и без этого обойтись. Короче говоря, у меня куча глубоких размышлений на эту тему. Но скажу кратко. Знания я ценю и люблю. НО! В школе меня заставляют учиться, мне скучно, тратится много времени, особенности детей не учитывают, их не пытаются понять и услышать, развивает школа однобоко. Горы материала, стресс, насилие и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Сам я очень много читаю, занимаюсь карате, в общем нормальный человек. Но не могу принять решение об учебе... Многие предметы мне не даются и они скучные очень. Что делать?
Ответ Глебу
Ч. Елена, психолог, выпускница Университета практической психологии
Здравствуй, Глеб!
Судя по довольно грамотному письму, видно, что ты — человек читающий и думающий. Поэтому хочется тебе дать действительно дельный совет.
Но! К тебе просьба — отнестись к моему совету с уважением. С уважением — это значит, прочитать, выбирая, не с чем поспорить, а с чем согласиться. Возможно, отложить на час или день и прочитать еще раз. И самое главное — применить на практике.
Это вообще самое главное в жизни — действовать. Ты видишь недостатки школьного образования и можешь ярко и образно жаловаться на них. Я тоже вижу. Многие видят. Многие жалуются. Но уважение вызывают те, кто что-то делает, чтобы изменить ситуацию. Они — Победители по жизни. Я называю таких людей Творцами.
А вот теперь совет.
Предлагаю тебе эксперимент. Психологический эксперимент над собой. Есть целая серия экспериментов, придуманных психологами для школьников, которые скучают в школе. Они описаны в книге Л. Соловейчика «Учение с увлечением». Сразу скажу: если ты читал ее, хорошо. Тем быстрее сможешь перейти от чтения к работе, к действиям, к экспериментам.
Если же не читал — я тебе немного завидую. Интересно, ярко и живо написана, эта книга содержит целый ряд задач для тебя. От первой, с которой стоит начать: полюбить историю и (если необходимо) исправить оценки по этому предмету. До высокой, по-настоящему амбициозной, практически вызова: поднять уровень образования и культуры своего класса, своих друзей.
Мне кажется, вызов — это то, что для тебя надо. Жизнь подростков сегодня в нашей стране безопасна и несложна. К вам относятся, как к детям, и оберегают от трудностей. Но без трудностей не будет побед — ты это хорошо знаешь благодаря занятиям каратэ. Узнать себя, каков ты есть, каким ты можешь быть, можно только в реальной, непростой работе, в действии.
И последнее — если сообщишь о результатах эксперимента, будет здорово.
Комментарии (53):
Просто мальчику может быть не интересно то, что интересно девочке. Поэтому и обратился к отцу.
Правильно.
Привет всем! Меня зовут Макс. Мне 15 лет. До 8 класса мне нравилось учится, любил соревноваться с другими детьми в классе, было стремление и мотивация. Но вот 10класс и я понимаю, что я не хочу учиться, чувствую себя чуть чуть взрослым. Мне хочется заниматься тем, что принесет пользу мне в будущем, я не хочу быть как все: школа, универ, работать на дядю и получать мизер как все. Я хочу быть другим. Я хочу сделать историю, хочу заниматься тем, от чего я получаю большое удовольствие. Мне уже не интересна школа, и даже не из за мои сверстников, а из за меня. Только мне страшно рискнуть сделать уйти из школы и посвятить больше времени себе и своему делу. Я боюсь что в будущем все может накрыться и я останусь на с чем. Пожалуйста помогите определиться!
Макс, в твоем тексте я исправил около 20 ошибок - многовато будет... Слушай: к сожалению, ты еще ребенок. Обычный мечтатель и лентяй. Макс, жизнь гораздо жестче, и чтобы заниматься тем, что доставляет тебе удовольствие, вначале нужно учиться, учиться и учиться! В Итоне и других элитных школах Великобритании нагрузки гораздо более серьезные, чем в школе твоей - но в только в таких условиях выковывается характер. Хочешь делать историю - начни с ежедневной зарядки по утрам, освоения боевых искусств и самостоятельной учебы. Сделай вначале себя!
Что ты ему вообще советуешь? Человек говорит что его здостала нудная школа, а ты говоришь "терпи". Если человеку что-то не нравится, он это инстинктивно делать не должен. Вот я сам по себе гуманитарий, по алгебре у меня было 2, по геометрии 2, по физике 2, но остальные уроки я любил, и в итоге я рад, что не учил эти 3 урока и добился в жизни хорошего.
Искала абсолютно другую информацию, но наткнулась на эту статью. Довольно близкая к сердцу и щепетильная тема. Хочу рассказать свою историю, и так же поделиться своим мнением. Здравствуйте, я Маша, учусь в 7 классе. Назвать мои походы в школу опасными - язык не повернется. Хотя и безобидными я бы их тоже не назвала. Хорошистка, до 5 класса - отличница. Душа компании, да и сами друзья считают активным и веселым человеком. Хм, они просто не знают как я живу) Итак, перейдем к теме. 1-я причина - окружение и отношение к личности; 2-я причина - проблемы в семье. К школе я отношусь положительно, но не все относятся положительно ко мне. Всего за полгода мои одноклассницы и одноклассники вызвали меня на 5 стрелок. А старшеклассники - 4 раза. Почему это? К чему такая агрессия? Как оказалось - чувства. Девочки ревнуют парней, и из-за этой ревности желают набить мне лицо в кровь. Мальчики... мальчики агрессивны. Учителя могут свободно унизить, заткнуть рот так, что даже поднять глаза страшно. Проблемы в семье тоже нашли место в частичке моей души. Зная то, что в любой момент меня могут избить там, в порыве, мать может ударить порукам и губам ремнем. Матерят. Оскорбляют. Отец считает, что грозить 13-нему ребенку тем, что выдерет его, сломает нос, ударит меж глаз и выбьет дурь - нормально, адекватно и полезно. Высказывать мнение страшно и дома и в школе. В любой момент могут вновь обрушить на тебя лавину помоев из слов. Да, школа безумно полезна, но сейчас детей порой до отчаянья доводят! Неужели это "лучшие" годы нашей жизни? Вечно задумываться о будущем, как бы не стать поломойкой или дворником, в то время как взрослые только и говорят, что ты ничтожен. Наше развитие дома сказывается на успеваемости в школе и дальнейших успехах жизни. Но почему 15-14-летние подростки решают выбор всей жизни? Дети-просто бояться будущего таким образом.
Здравствуйте! Меня зовут Катя, мне 13 лет. С этого года пошла в новую школу-лицей и уже безумно её ненавижу. Очень трудно не могу адаптироваться. Учителя строгие, предметы трудные, многое не понимаю. Каждый вечер прихожу домой и закрываюсь в комнате и ПЛАЧУ. В лицей встаю в 6 утра и прихожу после обеда. Поскорее хочу каникулы. А плачу, потому что не нравиться и трудно. Очень хотелось бы перейти на домашнее обучение или в принципе перейти в новую школу. Но мой родители бывают строги, точнее моя тётя, и она ну никак не разрешила бы мне так поступить, да и я сама боюсь признаться и скрываю от них, что что мне тяжело, и то, что я плачу. Скажите пожалуйста, что мне делать?
Здравствуйте, меня зовут Элла, и мне 13 лет, проблема в том что я не хочу в школу, я готова чтобы меня сбила машина, лишь бы не пойти в школу, проблем с учителями есть, не хочу категорически ходить на ее занятия, если я пропустила школу по уважительной причине, она будет говорить что я вру, каждый день просыпаюсь с осознанием, что надо собираться, придумала способ чтобы урок пролетел незаметно, просто беру тетрадь, и пишу в ней свои мысли, могу за 7 уроков написать половину тетради, за 2 дня тетрадь заканчивается, хочу чтобы мне дали совет, как полюбить ходить в школу.
Бесплатные консультации на портале «Психологос» временно приостановлены. В октябре (2019) Николай Иванович открывает свой клуб-онлайн, и все консультации мы переводим туда. Сейчас Вы можете адресовать свой вопрос профессиональному психологу Светлане Макаровой, она - ученица Н.И. Козлова и работает методике синтон-подхода, ее почта [email protected]. Также можно позвонить в психологическую помощь онлайн, там вас обязательно поддержат и дадут хороший совет.
Здравствуйте! Хотела попросить у вас совета. Как быть в такой ситуации : Я круглая отличница (6 класс), школьной программы для меня недостаточно. Пробовала поговорить с мамой по этому поводу - всё безуспешно! Переводить меня в другую школу с усиленной программой она не хочет. Но из-за этой программы (которой мне не хватает) я НЕ ХОЧУ учиться, я ТЕРЯЮ ИНТЕРЕС! Как быть в моей ситуации?
Гость, бесплатные консультации на портале "Психологос" временно приостановлены. Николай Иванович открыл новый проект Клуб практической психологии, и все консультации мы переводим туда. Также вы можете адресовать свой вопрос профессиональному психологу Светлане Макаровой, она - ученица Н.И. Козлова и работает методике синтон-подхода, ее почта [email protected].
Я категорически не могу ходить в школу. Каждое утро я просыпаюсь готовый учиться, но когда я подхожу к школе у меня появляется резкий страх, и я просто не могу перебороть его, а когда я прогуливаю более 7 учебных дней, то страх усиливается из-за учительницы, которая меня унижает всегда перед всем классом. Я понимаю, что в этом году мне сдавать экзамены, но при этом сделать с собой я ничего не могу (
Мне 15, учусь в 10 классе. Мой психологический возраст намного выше, чем у моих ровесников. Мне с ними не интересно. Учусь хорошо, но лишь создаю видимость. Учу усиленно английский, укр мову, все остальное лишь создаю видимость. На уроках, которые мне неинтересны, занимаюсь своим маленьким интернет магазином, читаю книги или просто думаю. Бесит то, что не могу начать работать, или заниматься своим развитием, сижу протирая штаны без денег.
Михаил, 12 лет, 6 класс. Моя проблема заключается в том, что я не хочу учится, школьная система даёт слишком много ненужной информации, каждую неделю по 2 новые темы и 2 проверочные по ним, и это только по 1 предмету!!! В начальной школе я учился на 4-5, но тогда был меньше объём, темы были легче, предметов было меньше, но сейчас когда, количество выше перечисленного возросло в разы, моя мама требует от меня тот же уровень, что и в начальных классах (4-5), но я уже максимум тяну на 3+, не могу и всё! Поэтому часто бывают разговоры на повышенных тонах, я понимаю, что она хочет вырастить из меня образованного человека, но также она говорила, что пока я сам не захочу, ничего не получится, я конечно же уже не хочу учится, весь этот скучный и рутинный процесс учёбы, уже надоел, и я потерял интерес к учёбе, мне это не интересено, что посоветуете?
Михаил, попробуйте систему С.Л. Соловейчика "Учение с увлечением. Советы школьникам", вдруг поможет?
Здравствуйте, у меня такая проблема, со мной никто не хочет общаться в школе, что мне делать, из-за этого мне не хочется ходить в школу.
Гость, Николай Иванович уже написал советы ребятам, как им себя вести среди сверстников, чтобы становиться увереннее и статуснее. Вот эта статья
Самое главное:
1. Лицо двольное - Солнышко
3. Учись сдерживать свои эмоции (если срываешься).
Здравствуйте, меня зовут Яна и я в 11 классе. Я ненавижу школу. Я понимаю, что мне осталось учиться каких-то полгода, но всё равно не могу. Каждый день ищу поводы остаться дома и сегодня из-за этого поругалась с родителями (они накричали, довели до истерики). Иногда я пытаюсь выпить больше успокоительного чем нужно, чтобы меня стошнило, и я не ходила бы в школу хотя бы один день, ведь родителям нужна причина пропуска. Я не знаю почему не хочу ходить в школу. Просто не хочу и всё. Но обидно мне больше то, что родители зная о моём состоянии, зная что мне поставили депрессию, продолжают кричать и не хотят идти мне на встречу без скандалов. Я уже устала от этого, но ничего сделать не могу.
Но, бывают ведь случаи, когда само общество учеников, окружающие подростка, ему/ей не нравятся. В наше время, все пытаются курить, пить, матерится и подростку навряд ли понравится это, так же, ему/ей просто скучно находится там, все предметы давно потеряли свой смысл обучения для ученика, и он хочет большего и интересного.
Здравствуйте, у меня проблемы с учебой, нет, не совсем, у меня проблемы с НАГРУЗКОЙ в школе, мне всё понятно, но я страдаю от колличества, помимо физмат класса, я учусь в музыкальной школе, имею большие проблемы с нагрузкой, я очень устаю, болею от этого, и получаю не аттестацию по предметам, сама страдаю. Плачу по ночам. Не хочу. Не хочу в школу. Я устала. Двух выходных не хватает. 3 месяцев лета тоже не хватает. Хочу жить без забот и получать только те знания, что мне нужны, прихожу домой в шесть, а то и в семь, очень устаю, и хочу просто отдохнуть, но мне не хватает никого времени отдохнуть, опять учеба, опять зубрить, опять уходить после пятого урока от температуры 37, потому что передтрудилась. Я. Хочу. Просто. Отдыхать. Помогите.