Мужская и женская аудитория
Автор: Наталья Пананкова
Выпускница Университета практической психологии
Если я - тренер, мне нужно понимать разницу между мужской и женской аудиторией. Эта разница есть, и ее нужно учитывать, чтобы выбрать наиболее эффективный стиль ведения тренинга - как для донесения информации, так и для проработки навыков.
По моим наблюдениям, на «бизнесовых» тренингах особой разницы между мужской и женской аудиторией нет. Однако, воспринимает аудитория лучше сначала тренера-мужчину. Тренера-женщину проверяют «на зуб». И в этом случае тренер должна доказать авторитет и показать, что знает много и ей есть чем аудиторию научить. Сама я на бизнес-тренингах с большим доверием воспринимала тренера-мужчину.
На тренингах по обучению волонтеров, где аудитория это студентки, возраст 20-25 лет, на ведущего тренера мы стараемся ставить мужчин. Логика проста: девочки влюбляются, очаровываются и слушают. Однако, среди тренеров есть Женщины, кто ведете тренинги так, что аудитория очарована и поражена. Чем? Знаниями, опытом, умением «вкусно» подать информацию. Внешность этих тренеров не привлекательна вовсе. Их встречают по уму.
Становится понятно, что тема эта обширная, нужно брать определенный срез. Берем возраст 18-27, мотивированная аудитория, тематика тренинга преимущественно деловая.
Специфика женской аудитории состоит в том, что такая аудитория остро реагирует на негативные явления материального и бытового плана, там преобладает конкретно образное мышление, имеется высокая эмоциональность восприятия, аудитория предпочитает воспринимать информацию на слух, обычно характеризуется отсутствием интереса к экономическим, научно-техническим и спортивным темам, охотнее собирается на различные лекции и выступления, менее информирована по всем вопросам.
Требования к выступлению в женской аудитории:
- желательна индуктивная подача материала: от частного к общему;
- предпочтительна высокая эмоциональность изложения: эмоциональная выразительность, яркость речи и броские иллюстрации;
- максимальное использование наглядности и апелляцию к бытовым примерам, случаям из повседневной жизни, проблемам семьи;
- в выступлении рассматривать только одну проблему.
Мужская аудитория - другая. Она лучше информирована по всем вопросам, располагает последней информацией, почерпнутой из газет и выпусков новостей, в такой аудитории преобладают интересы, связанные с работой и политикой. Аудитория нетерпелива к длиннотам, не любит слишком подробное разжевывание материала.
Требования к выступлению в мужской аудитории:
- хорошо воспринимается дедуктивная подача материала, последовательный рассказ от общего к частному;
- эмоциональность должна быть умеренной, можно использовать более абстрактное изложение;
- не нужно делать слишком явные выводы за аудиторию;
- в выступлении можно рассматривать 2–3 вопроса, давая обязательную аргументацию выдвигаемых тезисов;
- эмоции приветствуются, но лишь при условии рационального построения выступления в целом.
Если формулировать совсем просто, то мужчина – это разум, женщина – чувство. Наверное, нужно уточнить по Н.И. Козлову: "Женщина, если она живет как женщина, живет чувствами. Мужчина, если это мужчина - руководствуется умом". Мы помним, что есть женщины в мужским гендером, а мужчины - с гендером женским: и тогда мы встретим те исключения, когда женщины предпочинают логичное изложение. Тем не менее, общее правило сохраняет свою силу: