Межличностный конфликт
Автор: Михаил Кипнис
Книга «Тренируем умение вести за собой, быть мотором и вдохновителем»
Межличностный конфликт — взаимные враждебные осознанные действия между партнерами по общению или взаимодействию.
В межличностных конфликтах происходит обмен обвинениями. Как правило, в происходящем конфликте есть вклад обоих, но обвинение утверждает, что один (обвиняющий) «белый и пушистый», а во всем виновата другая сторона. Как правило, обвинение — это снятие ответственности с себя и перекладывание ответственности на другого. Обвинение является ярко выраженным конфликтогеном, вопрос не решает и только накаляет обстановку еще больше.
Материал для тренера
Межличностный конфликт — это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого. По замечанию Б.Ф. Ломова (Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал), «потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения — движения физических тел».
Некоторые считают, что конфликт — это зло. Признак ума и лидерских качеств — умение избегать конфликта. На самом же деле тишь, гладь да божья благодать — характеристика кладбища, а не реально текущей жизни, наполненной разнообразными конфликтами. Конфликтные ситуации не только вызывают в нас отрицательные эмоции и напряжение, но и приводят к реальной пользе, так как помогают разрешить противоречия и выяснить исходные позиции сторон. Так что конфликт может не только разрушать взаимоотношения, но, напротив, улучшать их динамику, служить мощным стимулом к эмпатии, прояснению скрытых целей и взглядов, рычагом к сотрудничеству…
В литературе обычно обозначают пять стратегий решения конфликта:
- избегание, или уход;
- приспособление — принуждение, или силовое разрешение конфликта;
- компромисс;
- сотрудничество.
Рассматривая каждую из стратегий, необходимо обратить внимание на то, что последствия выбора той или иной из них влияют:
а) на ощущение личного удовлетворения (насколько эффективно было мое поведение в ходе конфликта. В какой степени мои цели, задачи, потребности соблюдены. Насколько мне удалось в ходе конфликта «сохранить лицо», доказать свою компетентность);
б) стиль отношений с партнером по конфликту (отношения укрепились, остались неизменными или превратились в неприязнь, вражду).
Из книги Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения
Уход
Характеристика — нежелание сотрудничать, застенчивость.
Цель — воздержаться от конфликта. Точка зрения — я не хочу говорить об этом.
Индивидуальное чувство удовлетворенности — проигрыш/проигрыш: ни одна из сторон не получает удовлетворения.
Удовлетворенность отношениями отсутствует, конфликт не разрешен.
Какое влияние оказывает на отношения — препятствует гармоничным отношениям: приводит к нагнетанию ситуации и обвинениям.
Когда нужно применять — возможен только временный выход из ситуации или когда вопрос не имеет большого значения.
Приспособление
Характеристика — сотрудничество, застенчивость
Цель — не расстраивать человека.
Точка зрения — не так важно, чтобы все было по-моему. Важнее сохранить мир.
Индивидуальное чувство удовлетворенности — проигрыш/выигрыш: противоположная сторона получает удовлетворение.
Удовлетворенность отношениями отсутствует: ни одна из сторон не довольна процессом.
Какое влияние оказывает на отношения — причиняет вред отношениям, потому что один человек получает преимущество.
Когда нужно применять — для получения социального уважения или когда вопрос не имеет большого значения.
Принуждение
Характеристика — нежелание сотрудничать, самоуверенность.
Цель — настоять на своем.
Точка зрения — я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать.
Индивидуальное чувство удовлетворенности — выигрыш/проигрыш: одна из сторон (принуждающий) получает удовлетворение.
Удовлетворенность отношениями отсутствует: физическое и психологическое страдание проигравшего.
Какое влияние оказывает на отношения — причиняет вред отношениям, потому что один человек оказывается запуган.
Когда нужно применять — в неотложных ситуациях; когда это главный вопрос благополучия одного или многих людей: если кто-то вас использует в своих интересах.
Компромисс
Характеристика — частичное желание сотрудничать
Цель — получить частичное удовлетворение.
Точка зрения — мои требования будут частично удовлетворены, и я в определенной мере учту интересы другого человека.
Индивидуальное чувство удовлетворенности — проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш: ни одна из сторон не получает полного удовлетворения.
Удовлетворенность отношениями — нейтральная или положительная: обе стороны получили по крайней мере частичное удовлетворение.
Какое влияние оказывает на отношения — может помочь или причинить боль, так как удовлетворение достигнуто в результате компромисса.
Когда нужно применять — вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эффективны.
Сотрудничество
Характеристика — взаимодействие, настойчивость
Цель — совместно разрешить проблему.
Точка зрения — давай обсудим и найдем общее решение для обоих.
Индивидуальное чувство удовлетворенности — выигрыш/выигрыш: обе стороны удовлетворены процессом.
Удовлетворенность отношениями — позитивная: отношения укрепляются, потому что партнеры приобретают взаимные выгоды.
Какое влияние оказывает на отношения — укрепляет отношения, потому что выслушаны обе стороны.
Когда нужно применять — всегда.