Личность — одна, описаний ее — множество
Автор: Н.И. Козлов
Сколько психологов, столько и представлений о личности. Психологи, особенно психологи разных школ и направлений, дают очень разные определения, что такое личность. В чем причина? Может быть, они описывают принципиально разные сущности? Похоже, однако, что психологи описывают один и тот же предмет, только с разных сторон.
По известной притче, где четверо слепых встретили слона и рассказывали друг другу, на кого слон похож... Взявшийся за хвост слона говорил, что он тонкий и жесткий, как веревка. Обнявший ноги - что он большой и круглый, как толстая колонна. Ощупывающий бивень утверждал, что он холодный и жесткий, как камень. И это был все один и тот же слон.
Разночтения, создающие видимость разногласий, касаются чаще следующих пунктов:
- каков уровень развития личности имеется в виду.
Зарождающаяся личность, сводимая преимущественно к биологической индивидуальности - это одно. Личность ребенка или школьника, где появились собственные желания и свое самосознание - это другое. Личность взрослого человека, который является уже ответственным субъектом волеизъявления - это третье. А личность, достигшая высот своего развития, развитая и самоактулизированная личность описывается представляет из себя уже нечто совсем новое и требует своего описания. Но это не четыре разных объекта, это нечто одно, растущее и развивающееся, постепенно меняющее свои характеристики. См.→
- каковы механизмы ее развития, что является движущей силой жизнедеятельности и развития личности.
Если автомобиль - это самодвижующая повозка на четырех колесах, то не так принципиально, двигатель автомобиля паровой, внутреннего сгорания либо электрический. Мы все равно говорим об автомобиле. Хотя конструктивные особенности, естественно, у разных автомобилей будут различными.
Что движет личностью: психические закономерности, биологические программы, социальные ожидания - вопросы интересные, разбираться нужно, но во всех случаях мы говорим об одном и том же, о личности. Какова природа человека: добрая, социальная (взгляд гуманистической психологии) или чуждая социуму (взгляд психоанализа) - задумываться об этом важно, но при любом видении природы движущих сил развития личности - развитие личности происходит, и это развитие - личности.
- каков способ видения и соответственно язык описания.
Поведенческий подход вычленяет в личности элементы поведения (то, что что делает человек как личность), феноменологический - то, как личность себя осознает. Общая психология описывает личность с точки зрения психических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность личности, социальная - взаимодействие личности и социума. Каждый психологический подход или направление, развивая свое видение и используя свой язык, имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности.
Важно, что объемное понимание того, что такое личность, возможно только при умении соединять все эти подходы и видения.