Кто для меня самый чужой (К. Фопель)
Автор: Клаус Фопель
Источник: книга «Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего»
Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с: ил.
В начале работы любой группы участники обычно чувствуют себя несколько скованно. Многие люди ощущают смущение перед группой, высказывая это, например, таким образом: «Я не чувствую себя свободно и не хочу ничего говорить вслух, потому что в группе слишком много людей». Снять эту начальную неловкость помогает один простой рецепт: если человек уясняет для себя, кто конкретно из участников группы вызывает у него смущение, и может сообщить ему об этом, то он перестает испытывать неловкость. Именно это можно сделать с помощью предлагаемого ниже упражнения. Если группа очень велика, Вы можете проводить его в подгруппах, примерно по семь участников в каждой.
Инструкция
Я хочу, чтобы вы получили возможность чувствовать себя свободнее в нашей группе. Это можно сделать, если каждый из вас сейчас ответит для себя на вопрос: кто из участников группы кажется мне в данный момент наиболее чужим? При этом каждый понимает под этим то, что он сам хочет. Оглядитесь вокруг, подумайте и постарайтесь ответить на этот вопрос. (1-2 минуты.) А теперь каждый пусть нарисует портрет того человека, которого он определил для себя как самого чужого. У вас есть для этого 10 минут. Выберите себе несколько карандашей, подходящих, как вам кажется, по цвету для того, чтобы выразить те чувства, которые вы испытываете по отношению к конкретному человеку. Художественные достоинства рисунка значения не имеют. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом во время рисования. В заключение подпишите портрет и поставьте сегодняшнюю дату, сразу после этого отдайте его тому человеку, которого вы рисовали.
Если вы сами получили от кого-то свой портрет, постарайтесь понять, что хотел вам сказать автор. Что чувствуют те из вас, кто не получил ни одного портрета? (3 минуты.)
Обсуждение проходит следующим образом: сначала те участники, которые получили свои портреты, высказывают группе свои предположения о том, что хотел сообщить им автор рисунка, и выражают свое отношение к этому; лишь после этого сами авторы могут высказаться и пояснить, что именно они имели в виду.
Вопросы для обсуждения:
— Что я имею в виду, когда говорю о том, что кто-то в группе чужой для меня?
— Чем мои критерии «чуждости» отличались от критериев, высказанных другими участниками нашей группы?
— Насколько широк был диапазон определений «чуждости»?
— Чувствую ли я себя сейчас увереннее?
— Кто из участников получил много портретов, и как они к этому отнеслись?
— Кто не получил ни одного портрета? Как отреагировали эти участники?