Контрольная работа
Ðу, а теперь ÑÐ°Ð¼Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ´Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ: ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð°!​​​​​​​
«ÐŸÑ€Ð¸Ð¼ÐµÑ€Ñ‹ и задачи по алгебре дома Ñ Ñ€ÐµÑˆÐ°ÑŽ хорошо. Ðо на контрольных по алгебре Ñ Ð½Ðµ могу быÑтро и правильно решить», — пишет Ð“Ð°Ð»Ñ Ð£ÑˆÐ°ÐºÐ¾Ð²Ð° из ГуÑÑ-ХруÑтального.
Таких пиÑем много: не хватает ÑамообладаниÑ. Страх ÑовÑем забивает ÑпоÑобноÑти — Ñто доказано многими, очень многими ÑкÑпериментами. Страх Ñлегка помогает, еÑли задача проÑта; но чуть она Ñложнее, чуть требуетÑÑ Ñ‡Ñ‚Ð¾-то новое, какое-то творчеÑтво — и Ñтрах ÑтановитÑÑ Ð³ÑƒÐ±Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼.
Значит, правдами и неправдами избавитьÑÑ Ð¾Ñ‚ Ñтраха во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ ÐºÐ¾Ð½Ñ‚Ñ€Ð¾Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹!
Может быть, уговорить ÑебÑ, что отметка не имеет никакого значениÑ?
Ðет, Ñто было бы неправильно. Ðто неминуемо приведет к провалу.
Ðаоборот, предÑтавим Ñебе, что мы решаем задачу, уже решили, вÑпомним вÑе Ñлучаи, когда удалоÑÑŒ решить задачу дома, будем держать в голове уÑпех, а не провал, и Ñто предÑтавление об уÑпехе почти навернÑка приведет к реальному уÑпеху.
Ð’ одном опыте оÑтавили в клаÑÑе отличников, дали им задачу и Ñказали, что Ñредние ученики из другого клаÑÑа решили ее за пÑÑ‚ÑŒ минут. Прошло три минуты, прозвучал гонг (раньше времени), и было объÑвлено, что вÑе Ñредние ученики уже решили бы задачу.
Что Ñтало Ñ Ð±ÐµÐ´Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ отличниками! Они так нервничали, путалиÑÑŒ, что и в пÑтнадцать минут еле-еле ÑправилиÑÑŒ Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð¾Ð¹!
Что бы ни проиÑходило вокруг Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° контрольной, не будем обращать внимание. ПуÑÑ‚ÑŒ хоть веÑÑŒ клаÑÑ Ñ€ÐµÑˆÐ¸Ð», а Ñ ÐµÑ‰Ðµ нет — какое мне дело? Разве идет Ñоревнование на ÑкороÑÑ‚ÑŒ мышлениÑ? СпринтерÑкий бег? Знаменитый Пеле раÑÑказывает, что, когда ему надо было бить одиннадцатиметровый штрафной удар, от которого завиÑел иÑход матча, он Ñтавил мÑч перед Ñобой и заÑтавлÑл ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð° мгновение... забыть о футболе! Смотрел на Ñолнце, на травку и — бил. И вÑегда забивал мÑч в ворота.
Так и на контрольной: забудем о Ñтрогом учителе, о Ñебе («ÐŸÑ€Ð¾Ð¿Ð°Ð»! Ðе решу!»), о времени — будем думать о прекраÑных вещах: о математике, о задаче. ЕÑли Ñлишком волнуемÑÑ, отложим задачу, почеркаем что-нибудь на бумаге, Ñловно у Ð½Ð°Ñ Ð² запаÑе не Ñорок пÑÑ‚ÑŒ минут, а вечноÑÑ‚ÑŒ. ОтнеÑемÑÑ Ðº задаче Ñ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð²ÑŒÑŽ, оглÑдим ее Ñо вÑех Ñторон, как некое забавное чудище, Ñекрет которого интереÑно разгадать. И вдруг ход Ñ€ÐµÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñплывет Ñам Ñобой — еÑли, конечно, мы дома решали много задач!