Как поговорить с шефом о повышении зарплаты

01 января 2010 г. в 09:31

Автор: Полина Сухова

Выпускница Университета практической психологии

Есть хороший афоризм: «Люди любят делать из мухи слона, но некоторые ухитряются сделать из мухи целый зоопарк. А большинство личных слонов – это мухи, обработанные личными тараканами». Некоторые люди боятся просить повышение зарплаты, потому что начинают прокручивать в голове самые негативные варианты последствий. Человек может себя заранее накрутить, по поводу прошения лучших условий труда, что - это стыдно, неудобно, «Да, мне всё равно откажут!», «Это не реально!», «Вот Петрову тоже отказали». Оправданий найтись может уйма, особенно если есть внутренний страх потерять работу. Да, возможно все, но только если ваш начальник неадекватен. Если же у вас нормальный шеф, то никто вас просто так не уволит, ценного специалиста терять никому резона нет. Если шеф уволит вас, если нужно тратить лишнее время искать нового человека; новый сотрудник может быть некомпетентен, его придётся обучать, короче хлопот и геморроя достаточно.

Итого: не ищите отговорки, если вы имеете право ожидать повышения зарплаты - идите и говорите об этом.

Главное - как это делать.

Итак. Первое, что нужно - это перестать боятся, перестать испытывать ложный стыд. Уметь просить – не значит попрошайничать. Чем отличается попрошайка от человека, обращающегося к другому человеку с просьбой? Первый «давит на жалость», второй просит с достоинством и аргументировано, потому что знает себе цену.

Второе - вам нужно научиться, как разговаривать о повышении своей заработной платы, научиться просить обоснованно и достойно. Как?

 


 

Просите, и дано вам будет!

 


 

Просьбу о повышении зарплаты сделайте в письменном виде

Почему важно подавать руководству свои обращения в письменном виде? Причин несколько.

1. При устном разговоре в одно ухо влетает, в другое вылетает. В лучшем случае, начальник запомнит 40-60%. А вам нужно все 100%. Руководитель может многократно перечитать требования (и это действительно происходит!), в разных эмоциональный состояниях, что способствует качественному решению вопроса.

2. Если озвучивать просьбу устно, то при внутреннем волнении у человека улетают все слова, он сбивается, путается, можно большую часть текста просто забыть, да и без волнения достаточно трудно всё удержать в голове. Если вы все написали, вы ничего не забудете, и текст лишними эмоциями испорчен не будет.

3. При устном разговоре, если на душе уже давно накипело, легко не сдержаться и скатиться к упрекам и обвинениям. Это худшее, что может произойти, потому что тогда вы окажетесь по другую сторону баррикад. Вам важно разговаривать на языке сотрудничества, чтобы начальник был спокойный и в хорошем настроении.

Схема письма

Первое - подстройка к человеку. Комплименты, позитивные внушения, подчеркивание значимости и роли вашего начальника, разговор важности для вас работать именно здесь.

Второе - озвучивание вопроса, что хочу обсудить, без претензий и с пониманием.

Третье - перечисление тех обстоятельств, которые нарушены при первоначальном договоре. С подробностями:

  • Акцент на то, что я выполняю все свои первоначальные обязательства и даже больше.
  • Время рабочего дня. Уточнить все переработки за день…, за неделю…, за месяц… К чему ведёт нарушение первоначального договора.
  • Указать чем грозит для начальника/фирмы такие условия работы, какими потерями.
  • Эмоциональная окраска собственного внутреннего состояния из-за несоблюдения первичной договорённости. От физических перегрузок. От эмоционального стресса. От семейного разлада в связи с этими пунктами, что снижает эффективность работы сотрудника.

В письме важно указать свою рыночную стоимость на рынке труда. Все переработки перевести в денежный эквивалент, показать реальную цифру, сколько вам по факту недоплачивают. Это без обвинений, просто так получается. А после этого - формулируете свои предложения по решению этой проблемы. "Что хочу...": в конкретных цифрах, изменение оптимальных условий труда для обеих сторон, показать начальнику его выгоды от другого графика работы.

И концовка письма: желание дальше работать, комплименты, внушения, что руководитель примет правильное решение.

Примечания

Сколько просить денег? Если вы хорошо справляетесь с должностью и обязанностями, если на вас нет нареканий, то на этом фоне можно формулировать сумму зарплаты на уровне средней по городу. Если у вас уже средняя зарплата, то можно делать напор на качественную работу и переработки. Можно ли просить денег в два раз больше, чем хотите получить? Можно, при условии, что не боитесь потерять работу и знаете, что всегда найдёте себе работу другую.

В вашем письме не должен быть ни угроз, ни недовольства. Не козыряйте "Я от вас ухожу", общий тон письма спокойно-позитивный: вам нужно внушить начальнику, что вам всё нравится, в том числе и сам начальник, его фирма, просто есть небольшие неудобства, которые просто исправить. После чего всем будет хорошо.

Важен выбор времени и места для разговора. Шеф должен быть в хорошем настроении, не перегружен делами, а еще лучше расслаблен. Когда человек расслаблен, исчезают барьеры общения, и вы можете в шутливой форме закинуть удочку: «Я тут прошение написал». Шеф должен чувствовать вашу доброжелательность. Смотрите на него ожидающе, но не просящее или заискивающе.

Образец письма

Предположим, вы личный шофер отличного руководителя, тогда ваше письмо может быть таким:

Иван Иванович, Вы/ты замечательный человек, отзывчивый, понимающий и профессиональный руководитель! Я ценю Ваше/твое отношение ко мне, и поэтому хочу поговорить на тему наших рабочих отношений. С самого начала мы договаривались работать по определённому графику, он естественно изменился и это нормально, жизнь вносит свои коррективы. В то же время нам надо обоим учитывать многие важные обстоятельства.

Я выполняю все обязательства, которые были оговорены перед моим приходом на работу. Сейчас я выполняю гораздо больше, чем изначально обговаривалось. За время своей работы за несколько лет я ни разу не опаздывал к началу дня. Прогулов и отсутствия по болезни не имею. Свои проблемы по работе решаю самостоятельно, машина всегда в полном порядке. Никогда не отказываю, если нужно переработать лишние часы. С моей стороны всё выполняется аккуратно и в полном объёме, даже через край.

Проблема в том, что я появляюсь дома в лучшем случае между 9 и 10 часами вечера, в основном ближе к 23 часам, а то и позже. Пока отдышусь, еда, общение с семьёй, ванна, ложусь в 24.00 – это в лучшем случае! Встаю в 4.40 утра. И так 5 раз в неделю. Сплю в среднем не больше 5 часов в сутки. 1-1,5 часа сплю в машине, перед тем как жду вас, и это не полноценный, а рваный, дёрганый сон в дискомфортных условиях. Это недосып, из-за этого у водителя возрастает агрессия, понижается внимание, понижается сосредоточенность, понижается реакция. Серьёзная авария - это дело времени, машина всегда предмет повышенной опасности. А когда это не компенсируется деньгами, настроение портится.

Я вижу, что сотрудники, работающие в офисе, получают ту же зарплату за меньший объём работы - с 9.30 до 17.30. В 18-19 часов они уже дома и отдыхают. Я перерабатываю в среднем 3,5 - 4 часа рабочего времени в день, без учёта на дорогу (пробки) на работу. В месяц набегает лишние 12 рабочих дней. Если это перевести в деньги, то это я недополучаю больше половины моей сегодняшней зарплаты. Мой график работы не соответствует получаемой оплате. Это неадекватно и несправедливо, тем более, что средняя зарплата по Москве генеральных водителей серьёзных фирм 75 тыс.р. или по 45-50т.р. с графиком два через два.

Жена тоже крайне недовольна. Говорит, что не видит ни меня, ни денег. Это не способствует хорошим отношениям в семье, что ведёт к дополнительным стрессам.

Что я предлагаю:

  1. Повысить мне зарплату на 30 тысяч рублей, это будет адекватная оценка моих переработок.
  2. В пятницу нужно заканчивать работу не позже 5 часов вечера. Здоровый и выспавшийся водитель - безопасная езда для шефа.
  3. 2 раза в месяц дополнительные дни отдыха по моей просьбе - чтобы отоспаться.
  4. Или, как вариант, взять второго водителя и работать посменно, но пересчитать зарплату с учетом переработок.

Работать у Вас/тебя мне очень нравится, я дорожу этой работой, и благодарен судьбе, что мы встретились. Я знаю, что вы/ты примешь оптимальное решения, устраивавшее нас обоих, Вы/ты мудрый.

С огромным уважением к Вам/тебе, Михаил!

 


 

Письмо - реальное, я написала его для мужа, его вопрос решился, он после этого зауважал меня еще больше.

Друзья, помните, что разговор о повышении зарплаты, улучшении условий труда или о продвижении по службе – это не вопрос жизни и смерти, а всего лишь приобретение новой модели поведения и нового жизненного опыта. Ну, и, конечно, возможность повысить свою самооценку, поскольку достойные люди должны получать достойную зарплату. Успехов вам!

  • Автор Полина Сухова
  • Просьба
  • Подготовленный вопрос
  • Работа

Комментарии (10):

Гость, 26 ноября 2014 г. в 10:40
Читала и смеялась! Не верю, что такое письмо может сработать.
1 ответ
Гость, 26 ноября 2014 г. в 23:26
Для мужа очень даже неплохо.
ппп, 21 апреля 2015 г. в 18:02
Если написать "нравиться" - с нормальной работы точно уволят.
1 ответ
руководитель, 24 июля 2015 г. в 11:48
+100000!!!!!! На мой взгляд, такое письмо не сработает.
1 ответ
Питер, 09 августа 2015 г. в 12:03
А не сработает - послать шефа ко всем чертям! Ведь не ползать же на коленях? В любом случае просьба о повышении з/п это стресс для человека.
гость, 08 августа 2015 г. в 07:46
А вы пробовали, чтобы так критиковать? Начальство тоже люди и лучше вопросы обсуждать открыто, чем накапливать недовольство внутри.
Питер, 09 августа 2015 г. в 11:59
Вполне адекватно. Необходимо еще учесть время подачи прошения - это среда, в 13.00, - наиболее комфортное для шефа (по данным тех же психологов). В это время более 50% положительных решений. Вот как-то про своевременное прибытие на работу в течении нескольких лет - это не про россиян))
Космакова Илона , 02 ноября 2016 г. в 18:30
Спасибо большое за статью. Работаю уже год в крупной иностранной фирме. Никаких премий, никаких бонусов и даже индексации, а мне всегда неловко заводить такой разговор с начальством.
Гость, 29 апреля 2018 г. в 01:06

Неужто письмо сработало? Что-то не особо верю. У меня муж работает персональным водителем. 2 через два. Договаривались по 12 часов. В реальности получается по 15-16 часов. Плюс шеф требует ежедневной мойки своего авто, плюс добирается до дома. И утром надо за 2 часа до подачи встать. Итог. Шеф спит 8 часов, а водитель 4. Причем задержки по работе - это ожидание шефа у ночных кабаков или у девиц, которых тот меняет, как перчатки. Как объяснить придурку руководителю, что недосып у водителя - это риск для жизни? Не ляжет же он под нож хирурга, который спал перед операцией 4 часа! А почему можно сесть в машину, за рулем которой сидит водитель, который спал 4 часа?

Гость, 02 декабря 2021 г. в 22:22

Да это явно придуманная история! Так не бывает! Всегда есть куча нюансов. Главное не бояться, разговаривать по сути, приумножать свои достижения и описывать их в более понятной и ощутимой форме. Ничего не написано по поводу психологических аспектов: как начать разговор (а к нему, рано или поздно, все сходится), когда переходить к наступлению и когда лучше закончить.

Материалы по теме:

01 янв. 2010 г.
Подготовленный вопрос по зарплате
У мужа к своей работе уже давно были недовольства и претензии. Частенько приходил и жаловался, то, это не то... то, это не так. Я ему объясняла по новой формуле Жертва - Автор, что, или нужно самому прикладывать усилия по исправлению ситуации, или тогда нечего жаловаться. Впустую перетирать воздух, это не продуктивно. Нужно взять ситуацию в свои руки и сказать начальнику, что ты хочешь изменить: «Дитя не плачет, мать не разумеет» - приговаривала я. Разговор он заводил несколько раз, я была настроена по тому же сценарию. И - муж согласился.
01 окт. 2022 г.
Повышение зарплаты: Хочу ли я? Могу ли я?
Повышения зарплаты хотят все. Редкий человек откажется от дополнительной да еще и гарантированной ежемесячно суммы, которая сегодня ох как не лишняя. Откажется-то, конечно, не каждый, да ведь предложат ли? С одной стороны можно, конечно, как в той китайской мудрости, «сидеть на берегу реки и ждать, когда мимо проплывет труп твоего врага.» А можно предпринять и более решительные действия, набраться смелости, и... И вот когда вы набрались решимости поговорить с начальством о повышении зарплаты, и уже даже почти направились в его кабинет, вот тут-то самое время сделать паузу и задуматься, а что, собственно вы реально можете попросить, на что имеете право, а что из ваших запросов, возможно, не вполне адекватно?
01 окт. 2022 г.
Сотрудник обращается к руководству
Если у сотрудника появилась проблема и он решил обратиться к руководству за помощью в ее решении, то при грамотном подходе, если он хочет, чтобы руководитель понял его адекватно, он также должен передать ему всю ту же самую цепочку: «проблема — анализ причин — пути решения — средства».