Как писать статьи, чтобы их читали
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Вы талантливы, но до людей это нужно донести. Если вы хотите, чтобы ваши статьи читали, сделайте простые вещи.
Первое — напишите гениальную статью. Ну ладно, напишите умную и содержательную статью, и напишите ее понятно. ЛАТ вам в помощь, если вы студенты Университета практической психологии, справитесь.
А теперь, теперь, теперь — самое интересное. После того, как текст написан, сократите его в 2 раза, оставив только самое главное и самое яркое, запоминающееся. Для этого сделайте две проходки:
- Посмотрите, какие из абзацев, предложений или фрагментов предложений вы можете удалить, не нарушив смысловое единство статьи? Думаю, таким образом одну треть статьи вы сократить сможете.
- Оставшееся — оставьте, но переформулируйте короче. Короче и изящнее. Пусть это еще не афоризмы, но поработайте над отделкой своих формулировок. Помните: короче и изящнее.
Далее — дайте тексту «вылежаться». Хорошо. Теперь снова за работу:
Проверьте свой текст на орфографию в Word'e (точки и запятые пишутся со словом слитно, вот так. А не вот так , это ужасно .) и разбейте текст на небольшие абзацы. Аккуратно оформите.
Теперь — выделите тезисы: короткое изложение своих главных мыслей с четкой инструкцией, как правильно думать и что правильно делать. Если затрудняетесь — начните свою статью рассказывать друзьям, постепенно сами поймите, что главное вы хотите сказать.
А вот после этого несколько афоризмов для своего произведения — все-таки создайте. Действительно, пройдитесь по своему тексту и поищите — сколько у вас в тексте афоризмов? У Черчилля была норма один афоризм на каждый абзац. Вы можете для начала взять один афоризм на три абзаца. А потом — на два. Да?
АРХИВАЖНО: посмотрите на первую фразу вашей статьи. Она должна захватывать читателя! Коротко, ярко, умно, переживательно — выбирайте любое, но ваша первая фраза должна быть великолепна. Ура, сделали!
Теперь погуглите картинки, которые имеют отношение к теме, и украсьте ими текст. Это несложно.
А последнее — посложнее: сделайте свой текст мелодичным. Сделайте его таким, чтобы он сам ложился на дыхание. На легкое дыхание. Для этого начните читать свой текст вслух, реально ВСЛУХ! — и ловите моменты, где читать все-таки трудно: значит, тут мелодику текста нужно доработать. Как?
Чтобы текст получился мелодичным, стоит чередовать сложные предложения и простые, длинные перечисления и короткие фразы, а так же добавлять связывающие слова — они заполняют промежутки в дыхании. Вы уже научились слышать мелодичность текста? Является ли мелодичным этот абзац, и — как бы вы его закончили?
Можете сравнить две статьи: одна логичная, построенная как текст-скелет. Другая — мелодичная, льющаяся как текст-поток. См.→
Вопрос от мужчины (программиста): В тексте-скелете легко искать нужную информацию. А читая текст-поток, приходится самому прощупывать скелет, чтобы найти нужную часть текста. Получается, что на это тратится лишнее время. Разве это стоит того? —
Ответ: Да, в тексте скелете искать нужную информацию легче. А в тексте-потоке — приятнее, текст тебя несет сам. Догадайтесь, какие тексты предпочитают основные читатели психологических текстов, то есть женщины?
Женщины любят красивое. А женщин — надо любить!
Ну, вы поняли: последняя фраза вашей статьи также должна быть прекрасна. Вы это сделали — вы гениальны!
Поделитесь статьей с друзьями!
Комментарии (3):
Если текст статьи ну просто льётся из вас - то можно этот комментарий пропустить. А вот если "школьные сочинения" вам давались с трудом, то читайте, может пригодиться...
Небольшое дополнение к части: "Первое - напишите гениальную статью. Ну ладно, напишите умную и содержательную статью". А как это написать? Я бы предложил начинать писать статью со списка идей, которые автор хочет "донести". Составляя этот список хорошо иметь в голове схему: 1) что об этом читатель думает по "теме" без моей статьи, какая в этом проблема, 2) что я предложу в статье для решения этой проблемы, 3) что читатель будет уметь-знать после прочтения моей статьи. Вы заметили? Я предположил, что у вас в голове уже есть образ читателя: это юная романтичная селянка или умудрённый жизнью пожилой директор нефтяного предприятия. Да, с этого надо начинать. Например, чтобы пригласить их в спортзал - селянке и директору нужны разные аргументы. А сколько тезисов "много"? Тут можно вспомнить про чисто "биологический" факт - кратковременная память человека хорошо запоминает три-четыре идеи. Если ваша аудитория молодые студенты, то семь-восемь идей. Если вы пишите для супер-умных-гиков, то они осилят 12-15, на "пределе". Но даже гикам читать статью с тремя-четырьмя ключевыми идеями будет легче и запомнят ваши идеи лучше. Может остальное - в другую статью? Продумайте логические переходы между идеями-тезисами, и полноту списка. Может чего то не хватает, а что то покажется хоть и интересным, но "слишком много для просто статьи". Хорошо бы "поспать ночь" с этой структурой - вечером и утром обычно приходит много мыслей о том, как улучшить. Вот я поспал и вспомнил, что я забыл про "очерёдность" тезисов - тезисы выстраиваем по мере нарастания сложности. Предпоследний - Ключевой, самый сложный, основная идея статьи. И в конце что-нибудь обощающее. Очень здорово в последнем давать конкретные шаги-рекоммендации к действиям. Так у нас получится структура статьи. И, я думаю, это самое сложное. (продолжение следует)
(продолжение) Дальше "рутина": в зависимости от сложности для каждого тезиса мы пишем "три" или "пять" параграфов эссе. Первый и последний параграфы это "расшифровка" одного тезиса. Средние параграфы это детали и пояснения. Короткое пояснение уместиться в один параграф, длинное надо втиснуть в три. Очень похоже на "технику доклада об успехах" (привет студентам Университета - они это проходят!). Что за "расшифровка"? Это параграф поясняющий идею тезиса. То есть в формуле тезиса - идея должна быть понятна мне, а после прочтения параграфа - идею должен понять читатель. Это должен быть максимально короткий параграф. Если он первый, то это введение в идею тезиса. Если последний, то это заключение с итогом о той же идее тезиса. Итого: - схема "проблема - мои предложения - что получит читатель", - образ целевого читателя, - три-четыре тезиса, как базис статьи, - логика, переходы между тезисами и ключевой тезис, - рекомендации. А теперь, когда первый вариант вашей статьи готов - внимательно читаем статью наверху ещё раз и редактируем, редактируем, редактируем... Удачи! Юрий Ёлкин
Спасибо!