Как писать статьи, чтобы их читали

05 декабря 2016 г. в 04:47

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Вы талантливы, но до людей это нужно донести. Если вы хотите, чтобы ваши статьи читали, сделайте простые вещи.

Первое - напишите гениальную статью. Ну ладно, напишите умную и содержательную статью, и напишите ее понятно. ЛАТ вам в помощь, если вы студенты Университета практической психологии, справитесь.

А теперь, теперь, теперь - самое интересное. После того, как текст написан, сократите его в 2 раза, оставив только самое главное и самое яркое, запоминающееся. Для этого сделайте две проходки:

  • Посмотрите, какие из абзацев, предложений или фрагментов предложений вы можете удалить, не нарушив смысловое единство статьи? Думаю, таким образом одну треть статьи вы сократить сможете.
  • Оставшееся - оставьте, но переформулируйте короче. Короче и изящнее. Пусть это еще не афоризмы, но поработайте над отделкой своих формулировок. Помните: короче и изящнее.

Далее - дайте тексту "вылежаться". Хорошо. Теперь снова за работу:

Проверьте свой текст на орфографию в Word'e (точки и запятые пишутся со словом слитно, вот так. А не вот так , это ужасно .) и разбейте текст на небольшие абзацы. Аккуратно оформите.

Теперь - выделите тезисы: короткое изложение своих главных мыслей с четкой инструкцией, как правильно думать и что правильно делать. Если затрудняетесь - начните свою статью рассказывать друзьям, постепенно сами поймите, что главное вы хотите сказать.

А вот после этого несколько афоризмов для своего произведения - все-таки создайте. Действительно, пройдитесь по своему тексту и поищите - сколько у вас в тексте афоризмов? У Черчилля была норма один афоризм на каждый абзац. Вы можете для начала взять один афоризм на три абзаца. А потом - на два. Да?

АРХИВАЖНО: посмотрите на первую фразу вашей статьи. Она должна захватывать читателя! Коротко, ярко, умно, переживательно - выбирайте любое, но ваша первая фраза должна быть великолепна. Ура, сделали!

Теперь погуглите картинки, которые имеют отношение к теме, и украсьте ими текст. Это несложно.

А последнее - посложнее: сделайте свой текст мелодичным. Сделайте его таким, чтобы он сам ложился на дыхание. На легкое дыхание. Для этого начните читать свой текст вслух, реально ВСЛУХ! - и ловите моменты, где читать все-таки трудно: значит, тут мелодику текста нужно доработать. Как?

Чтобы текст получился мелодичным, стоит чередовать сложные предложения и простые, длинные перечисления и короткие фразы, а так же добавлять связывающие слова - они заполняют промежутки в дыхании. Вы уже научились слышать мелодичность текста? Является ли мелодичным этот абзац, и - как бы вы его закончили?

Можете сравнить две статьи: одна логичная, построенная как текст-скелет. Другая - мелодичная, льющаяся как текст-поток. См.

Вопрос от мужчины (программиста): В тексте-скелете легко искать нужную информацию. А читая текст-поток, приходится самому прощупывать скелет, чтобы найти нужную часть текста. Получается, что на это тратится лишнее время. Разве это стоит того? -

Ответ: Да, в тексте скелете искать нужную информацию легче. А в тексте-потоке - приятнее, текст тебя несет сам. Догадайтесь, какие тексты предпочитают основные читатели психологических текстов, то есть женщины?

Женщины любят красивое. А женщин - надо любить!

Ну, вы поняли: последняя фраза вашей статьи также должна быть прекрасна. Вы это сделали - вы гениальны!

Поделитесь статьей с друзьями!

  • Создание текста
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (3):

Гость, 02 декабря 2020 г. в 20:09

Если текст статьи ну просто льётся из вас - то можно этот комментарий пропустить. А вот если "школьные сочинения" вам давались с трудом, то читайте, может пригодиться...

Небольшое дополнение к части: "Первое - напишите гениальную статью. Ну ладно, напишите умную и содержательную статью". А как это написать? Я бы предложил начинать писать статью со списка идей, которые автор хочет "донести". Составляя этот список хорошо иметь в голове схему: 1) что об этом читатель думает по "теме" без моей статьи, какая в этом проблема, 2) что я предложу в статье для решения этой проблемы, 3) что читатель будет уметь-знать после прочтения моей статьи. Вы заметили? Я предположил, что у вас в голове уже есть образ читателя: это юная романтичная селянка или умудрённый жизнью пожилой директор нефтяного предприятия. Да, с этого надо начинать. Например, чтобы пригласить их в спортзал - селянке и директору нужны разные аргументы. А сколько тезисов "много"? Тут можно вспомнить про чисто "биологический" факт - кратковременная память человека хорошо запоминает три-четыре идеи. Если ваша аудитория молодые студенты, то семь-восемь идей. Если вы пишите для супер-умных-гиков, то они осилят 12-15, на "пределе". Но даже гикам читать статью с тремя-четырьмя ключевыми идеями будет легче и запомнят ваши идеи лучше. Может остальное - в другую статью? Продумайте логические переходы между идеями-тезисами, и полноту списка. Может чего то не хватает, а что то покажется хоть и интересным, но "слишком много для просто статьи". Хорошо бы "поспать ночь" с этой структурой - вечером и утром обычно приходит много мыслей о том, как улучшить. Вот я поспал и вспомнил, что я забыл про "очерёдность" тезисов - тезисы выстраиваем по мере нарастания сложности. Предпоследний - Ключевой, самый сложный, основная идея статьи. И в конце что-нибудь обощающее. Очень здорово в последнем давать конкретные шаги-рекоммендации к действиям. Так у нас получится структура статьи. И, я думаю, это самое сложное. (продолжение следует)

Гость, 02 декабря 2020 г. в 20:10

(продолжение) Дальше "рутина": в зависимости от сложности для каждого тезиса мы пишем "три" или "пять" параграфов эссе. Первый и последний параграфы это "расшифровка" одного тезиса. Средние параграфы это детали и пояснения. Короткое пояснение уместиться в один параграф, длинное надо втиснуть в три. Очень похоже на "технику доклада об успехах" (привет студентам Университета - они это проходят!). Что за "расшифровка"? Это параграф поясняющий идею тезиса. То есть в формуле тезиса - идея должна быть понятна мне, а после прочтения параграфа - идею должен понять читатель. Это должен быть максимально короткий параграф. Если он первый, то это введение в идею тезиса. Если последний, то это заключение с итогом о той же идее тезиса. Итого: - схема "проблема - мои предложения - что получит читатель", - образ целевого читателя, - три-четыре тезиса, как базис статьи, - логика, переходы между тезисами и ключевой тезис, - рекомендации. А теперь, когда первый вариант вашей статьи готов - внимательно читаем статью наверху ещё раз и редактируем, редактируем, редактируем... Удачи! Юрий Ёлкин

1 ответ
Гость, 09 марта 2022 г. в 13:42

Спасибо!

Материалы по теме:

01 янв. 2013 г.
Как написать статью. Алгоритм
Эта статья – об основных принципах написания статей. Эти знания помогут вам установить контакт с потенциальными клиентами и закрепить за собой статус эксперта.
29 янв. 2015 г.
Осмысленная речь — это про нас?
Осмысленная речь — это просто: это речь, выстроенная осмысленным образом и служащая разумным целям. 
01 окт. 2022 г.
Текст без лишних слов
Выбрасывайте лишние слова из текста Текст бывает легковесный, а бывает густой. Густой текст выглядит зрело, весомо, он обладает фактурой, легковесный текст скорее молодёжный, не серьёзный, аляповатый. Конечно, многое зависит от целевой аудитории, но для психолога густой текст предпочтительнее.
31 дек. 2005 г.
Текст-скелет и текст-поток
Можете сравнить две статьи: одна логичная, построенная как текст-скелет. Другая - мелодичная, льющаяся как текст-поток. Содержание - одно, стиль и форма - совсем различная. А самое главное, когда-то необходим один стиль, когда-то единственно возможен другой. Итого - нужно осваивать обе эти формы. Учимся - на примерах!