Текст-скелет и текст-поток

31 декабря 2005 г. в 21:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Можете сравнить две статьи: одна логичная, построенная как текст-скелет. Другая — мелодичная, льющаяся как текст-поток. Содержание — одно, стиль и форма — совсем различная. А самое главное, когда-то необходим один стиль, когда-то единственно возможен другой. Итого — нужно осваивать обе эти формы. Учимся — на примерах!

Пример раз: «Статья-скелет»

Для чего нужно упражнение

Хорошо уметь говорить и чувствовать не то, что хочется вам, а то, что интересно, нужно и приятно другому. Важно уметь начинать и продолжать разговор с незнакомым человеком так, чтобы он стал к Вам расположен. Нужно уметь поддержать близкого человека, даже если у вас на это нет настроения и Вы не в духе. Приобрести эти навыки поможет упражнение «Подари разговор».

Выполнение упражнения

Любой разговор имеет качественную форму и содержание. По содержанию разговор не должен быть пустой болтовней ни о чем. Не должен быть разговором о своих интересах. Он должен быть о другом человеке, о его интересах. Кроме того, тема должна быть приятной для собеседника. Например, это может быть его хобби, успехи, дела, личные качества собеседника, окружающее пространство (погода, цветы).

Форма разговора не менее важна, чем содержание. Форма — это эмоциональный фон разговора. Эмоции транслируются через мимику, жесты, интонации. На интонациях остановимся подробнее. Нужно говорить бодро. С интересом или восхищением.

Осталось обсудить последнюю деталь — кому дарить разговор. Если коротко, то всем. Наверняка Вы захотите подарить его своим близким, друзьям или коллегам. При этом не менее интересно подарить его и незнакомым людям, которых, Вы, быть может, никогда больше не увидите: продавцам, кассирам, охранникам, контролёрам, проводникам, попутчикам.

Объем запланированного результата

  1. Сколько разговоров было проведено за день с целью «подарить разговор». Цель — 21 разговор в неделю.
  2. Для каждого разговора фиксируйте, какая была тема и какая интонация. Были ли они подходящими, или можно было сделать сильно лучше? Цель — по 70% подходящих тем и интонаций.
  3. Была ли положительная обратная связь от человека во время или после разговора? Речь идёт об ответном интересе — включении в обсуждение, повышении эмоционального фона человека: ответной улыбке, повышении громкости голоса. Это самая главная часть ОЗР. Цель — положительная обратная связь в 70% случаев.


Пример два: «Статья, льющаяся как поток»

Разговор с человеком может быть радостью — радостью для этого человека. А для того, чтобы это стало радостью и для вас — это упражнение!

Упражнение простое — поставьте себе задачу заводить и поддерживать разговор с человеком так и такой, чтобы это осталось у человека как одно из самых светлых воспоминаний дня.

О чем разговаривать? О том, что интересно собеседнику и будет ему приятно. Может быть, это его хобби, его успехи, дела (но не проблемы), личные качества собеседника — но скорее его достоинства, а не недостатки.

Разговор — о собеседнике, а не о вас. Хотя, если собеседнику будет интересно узнать что-то о вас — поделитесь чем-то своим, но только в той мере, в какой это нужно собеседнику, а не вам.

Разговор может быть и о погоде, и о цветах, но он не должен быть пустой болтовней ни о чем: к пустой болтовне не приучаем ни себя, ни собеседника. В разговоре должен быть хоть небольшой, но смысл, он должен собеседнику дать какое-то полезное содержание, кроме хорошего настроения.

Наверное, вам помогут интонации живые и бодрые, а взгляд на собеседника — с интересом и восхищением. Попробуйте во время разговора посмотреть на себя как бы со стороны: вы каждую минуту, каждый миг будете похожи на человека расположенного к собеседнику, человека заинтересованного?

С кем разговаривать? Возможно, вначале проще так разговаривать с близкими, друзьями и коллегами. Не менее интересно подарить его и незнакомым людям, которых вы, быть может, никогда больше не увидите: продавцам, кассирам, охранникам, контролёрам, проводникам, попутчикам. Им — радость, вам — учеба и тренировка. Вначале заводите разговор, когда вы сами в прекрасном распололожении духа, потом — в любом настроении. А еще позже возьмите упражнение «Солнышко», чтобы ваше настроение было отличным всегда.

И если вы серьезные люди, фиксируйте ОЗР — объем запланированного результата. Он может быть например таким:

  1. Количество таких разговор за день. Не ленитесь, ваша цель — 21 разговор в неделю.
  2. Для каждого разговора фиксируйте, какая была тема и какая интонация. Были ли они подходящими, или можно было сделать сильно лучше? Через неделю у вас должен быть список из 7 удачных тем и три раскручивающие собеседника интонации.
  3. Была ли положительная обратная связь от человека во время или после разговора? Как быстро лицо человека осветилось улыбкой? Как быстро и насколько живо он включился в разговор? Поделился своим? Добивайтесь, чтобы в 7 случаях из 10 эти результаты возникали уже на первой минуте разговора.

Успехов вам!

Файлы:
  • Создание текста
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (1):

Гость, 04 октября 2019 г. в 19:18

ПоДАРи разговор, и не о себе говори, слушай и интересуйся собеседником - хочу обрести этот ДАР, умение слушать и слышать и дарить своё время, настроение и мироощущение! Молча, самые лучшие подарки делают без особой подачи, без понтов, а иначе это нарциссизм.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Создание текста
Свой текст нужно сделать понятным, ярким и живым, поэтому поговорим о вашем речевом стиле. Текст бывает пустым, а ваш должен быть - густым, поэтому убирайте легковесные слова и увеличивайте свой словарный запас. Сделайте свой текст динамичнее - используйте настоящее время глаголов.
01 окт. 2022 г.
Стиль
Стиль — составляющая имиджа, которая относится к внешнему облику человека. Например, одежда, прическа и т.д.
01 окт. 2022 г.
Стиль и образ жизни, социальные и личностные роли
Стиль и образ жизни складывается из устоявшихся привычек и убеждений, способа мышления и стиля переживаний.
01 янв. 2010 г.
Стиль публикаций практической психологии
Стиль научных публикаций традиционно отличается стиля научно-популярного изложения, однако, похоже, это не неизбежность, а следствие сложившихся стереотипов.