Как научиться общаться?

01 января 2010 г. в 16:34

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

На занятиях в Синтоне

Чтобы лучше общаться, во-первых, надо просто общаться. Тот, кто сидит дома и листает интернет в надежде научиться общению, занят не тем. Идите к людям и учитесь общаться.

Обратите внимание: не просто общайтесь, а — «учитесь общаться». Если до сих пор вы в общении (вдруг) делали только две вещи — злились, когда собеседник говорил красиво, и язвили, когда он был неправ, то продолжать такое общение, укрепляясь в нем — глупо. Искусству общения нужно учиться, как и любому другому хорошему делу.

Как? Разбить это большое дело на несколько более мелких дел и работать над каждым направлением последовательно. В искусстве общения много разных задач и направлений, и чтобы все освоить успешно, лучше браться не за все сразу, а осваивать по частям.

Хороший собеседник — интересный собеседник. Уметь к месту пошутить, удивить, заинтриговать, вдохновить — замечательные умения! Это в том числе умение подмечать неожиданное в привычном, умение играть своей интонацией, а не бубнить нечленораздельно себе под нос, чтобы собеседник напрягался.

Действительно, обратите внимание на темп и тембр вашего голоса, запишите себя и свои разговоры на диктофон (это удобно тем, у кого на телефоне есть функция записи) – и меняя характеристики своего голоса, сделайте его таким, чтобы он вам нравился.

Как оказаться интересным для собеседника и какие приемы в этом могут помочь — важная тема для многих. Освойте фишки для создания интереса, но не забывайте про главное: на фишках далеко не уедешь, нужно не только показаться интересным собеседником, но стать интересным человеком. Это тоже реально, нужно только побольше времени.

А пока — поучитесь людей слушать. Для многих удивительно, но для ваших собеседников важно не столько что и как вы говорите, а как вы умеете их слушать. Некоторые считают умение слушать даже более важным качеством. Бестолковая критика, наезды, провокации, перебивания, возражения, конфликтогены, — кажется, что работы в этой области невпроворот, тем не менее, весь этот мусор можно убрать одним замечательным упражнением из арсенала Дистанции: «Если бы я любил того человека, который сейчас передо мной». Все, что требуется, это задать себе вопрос: «Как я разговаривал бы с этим человеком, если бы он по-настоящему был мне дорог»? Как по волшебству, ваш взгляд станет более мягким и добрым, а общение – более теплым.

Когда научитесь слушать, поставьте задачу научиться собеседника — слышать. Умеете ли слышать в речи других то разумное и полезное, с чем можно согласиться, что можно использовать? Когда привыкнете находить разумное в словах собеседника, вы станете более внимательны к своей собственной речи: точнее формулировать тезисы, приводить обоснования и иллюстрации, говорить коротко и содержательно.

Научившись слышать и быть внимательным к содержанию, снова обратитесь к форме, к задаче радовать собеседника. Не просто не напрягать его, не просто заинтересовывать его, а строить общение так, чтобы он чувствовал себя умным, важным, удивительным. Это искусство комплимента, это восхищенные глаза и это снова голос — голос живой и энергичный.

А когда вы освоите все это, задумайтесь о смысле общения. Можно быть прекрасным собеседником и занимать милым и увлекательным общением многие часы жизни, отнимая их от чего-то более важного. Вы общаетесь — для чего? Для радости. И только? Потренируйте целенаправленность вашей речи. Вы говорите, чтобы произошло — что? Вы хотите, чтобы ваш собеседник что-то сделал или не сделал, чтобы он начал делать это по-другому, чтобы вас похвалил или просто посмеялся вместе с вами? Иногда только продумывание цели своего высказывания совершенно меняет и интонацию, и само содержание его...

Вот так, постепенно, вы будете двигаться вперед, поднимаясь все к новым и новым вершинам. И скоро поймете, что достигли гораздо большего, чем задумывали вначале: вы занимались искусством общения, а постепенно стали — лидером и руководителем, стали интересным и большим человеком. Хороший результат!

А как наилучшим образом организовать эту учебу? Для самостоятельной работы посмотрите статью «Как работать над собой», но самостоятельно организовать себя умеют не все. Более простой вариант – прийти в Синтон на Мастерство коммуникации или на Дистанцию. Там будут и ведущие, и серьезная программа, и много-много наблюдений, подсказок и возможностей для совершенствования. Работать под руководством учителя и тренера и более эффективно, и веселее.

Желаем вам душевного общения!

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Искусство умного общения»
В курсе 8 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Искусство умного общения»

Комментарии (7):

Гость, 28 мая 2012 г. в 11:56
Спасибо, Николай Иванович. Очень нужная и полезная информация и множество конкретных советов. Очень признательна и благодарна.
Гость, 11 мая 2016 г. в 23:53
Спасибо!
Гость, 17 июля 2016 г. в 10:09
А у меня всегда большой проблемой было то, с чего начинать когда общаешься. Говорят вроде, что у Ларри Кинга есть хорошая книга. Никто не знает название?
1 ответ
Гость, 23 апреля 2017 г. в 21:17
Ларри Кинг: "Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно". Прочитал, но особо не помогло.
Гость, 07 июня 2017 г. в 02:53

Я как-то прочитала книгу Линдсей "Как говорить с кем угодно когда угодно", мне ОЧЕНЬ помогла!

Гость, 25 июля 2018 г. в 20:33

Я умею слушать и вовремя умею подшутить или удивить, но я все равно чувствую неловкость в общении. То есть, я не знаю как занять человека. Даже если у нас есть много общих интересов, можно подумать, что почему бы нам не поговорить. Но у меня не выходит равлекать человека самой. Можете пожете подсказать, что мне нужно делать?

Гость, 24 мая 2020 г. в 21:51

Кстати, даже великие люди не всегда умели правильно общаться с людьми. Например Альберт Эйнштейн рос очень робким и замкнутым ребенком, лишенным общения со сверстниками, так как никто не хотел с ним дружить. Друзей он нашёл только благодаря увлечением наукой. Так что, ребята, проблема популярная, мы не одни! 

Материалы по теме:

Картинка к "Как говорить комплименты"
01 янв. 2010 г.
Единственное правило – правило искренности: говорите от души.
2Подробнее →
Картинка к "Как оказаться интересным"
01 окт. 2022 г.
Как оказаться интересным для собеседника и какие приемы в этом могут помочь - важная тема для многих.
Картинка к "Как работать над собой"
01 янв. 2010 г.
Людей, ВЕРЯЩИХ в то, что себя можно изменить — немного. Еще меньше людей, ГОТОВЫХ себя менять.
Картинка к "Карнеги: 150 упражнений, которые сделают вас мастером общения (А. Нарбут)"
07 авг. 2014 г.
Перед вами книга-тренинг по системе Дейла Карнеги. Тренинг, который поможет вам в кратчайшие сроки стать настоящим асом в сфере общения. Книги Дейла Карнеги — отличное лекарство от любой депрессии, апатии и лени, они захватывают, окрыляют, заставляют двигаться дальше. Многие люди держат их на рабочем столе или на тумбочке у любимого кресла; наиболее продвинутые закачивают их в электронные «читалки», чтобы никогда не расставаться с этим источником вдохновения.
Картинка к "Общительность — стоит развивать!"
01 янв. 2002 г.
Общительные люди чаще более социальны успешны: они быстрее сдруживаются в новом классе, им отрыто большее число профессий.