Как читать художественные тексты

01 октября 2022 г., 21:31

Статья в разработке

 

 

Читать ли художественные тексты? Вопрос интересный: художественный текст, при правильном его прочтении, становится хорошим тренингом личностного развития. Вспомните, как западают глубоко в душу красивые и светлые образы, как мы начинаем подражать им в жизни, как учимся быть добрее, честнее, мудрее… С другой стороны – многие заядлые читатели сбегают из реальной жизни в мир художественного текста.

Следить за выдуманными судьбами, красивыми поступками, замысловатыми сюжетами оказывается куда интереснее, чем строить свою жизнь. Пока история чужой напечатанной и неживой жизни завораживает страница за страницей, мимо проходит жизнь ваша: живая и настоящая. Кажется, что это не самый равноценный обмен, согласны?

Художественные тексты читать стоит, если вы читаете правильно: если вы, прочитав текст, начали менять что-то в реальной жизни, тщательно обдумываете прочитанное и встраиваете день за днем в свою жизнь и жизнь становится богаче и красивее – значит вы правильный читатель.

После каждой прочтенной художественной книги – записывайте свои размышления письменно. Сразу за новую книгу не беритесь. Обдумайте внимательно все идеи из той, которую вы прочитали. Попробуйте рассказать то важное, что вы в книге нашли, кому-то из своих друзей, и посмотрите на их реакцию: если ваши новые мысли их задели, показались им важными, глубокими — здорово. Если ваши рассказы для них пустота и невнятица — то или друзья у вас не те, или вы читали не то или не так. Если нужно, вернитесь к прочитанному, перечитайте заинтересовавшие вас или спорные моменты, выпишите яркие фразы, которые показались вам интересными.

И тогда книга начнет жить в вашей душе, в вашей жизни.

Если же вы, прочитав книгу, сразу взялись за другую, но единственным вашим приобретением стала возможность рассказать ее сюжет – задумайтесь: похоже, что это начало литературной наркомании, увлечение чтением без смысла.

Список литературы для 3 класса

  • ЛАТ
  • Чтение

Комментарии (6):

Гость, 28 ноября 2012 г., 22:59
Я не очень верю
1 ответ
Гость, 05 сентября 2014 г., 13:32
А причем здесь "верю - не верю"?!
Лебедева Н.Б., 16 июня 2015 г., 09:25
Интересная статья, полезная. Я рада, что временами ))) читаю правильно: записываю и анализирую.
Анет, 27 июля 2015 г., 13:59
Это надо знать в 6 лет, в школе. Тоже мне, Америку открыли!
Дайлинштисс, 25 октября 2015 г., 08:45
С точки зрения литературоведения многое видится по-другому. Точка зрения автора о том, что не следует воспринимать художественные тексты как некоторую "альтернативную реальность" и сбегать в нее из объективной действительности - верна. Таких неквалифицированных читателей, кто теряет границы между объективной действительностью и вымыслом и начинает жить сюжетом текста, называют наивными реалистами. Однако рассматривать тексты как трактаты на тему "Как правильно жить" - едва ли правомерно. Цитирую. "...вы читаете правильно: если вы прочитав текст, начали менять что-то в реальной жизни, тщательно обдумываете прочитанное и встраиваете день за днем в свою жизнь и жизнь становится богаче и красивее – значит вы правильный читатель..." С точки зрения литературоведения правильное чтение в другом, а именно в способности относиться к художественным текстам критически, находя ответы на вопросы вроде: "Почему автор посчитал нужным написать именно так?"; "Что этим хотел сказать автор?; "Какую роль играет данная деталь в аспекте фабулы?". Об этом - труды Ю. Лотмана, а также "Лекции по русской литературе" В. Набокова.
1 ответ
Гость, 06 февраля 2018 г., 16:34

Не поддерживаю... вроде с одной стороны верно, но, если мы говорим именно о художественной лит-ре: неужели писатель всегда пишет "зачем-то"?? или обязательно хочет сказать что-то конкретное? Неужели он не мог просто описать, просто показать, что "вот так бывает" или "вот так я круто и красиво нафантазировал" ? =) Ведь в искусстве, как говорится, не главное "что", а главное "как". Конечно же, художественные произведения не стоит воспринимать как поучение делать так-то и жить как-то. Это уже дело читателя - найдет ли он для себя что-то полезное. В погружении в истории можно получить опыт, новые шаблоны мышления, новый взгляд на вещи, окунуться во внутренний мир персонажей, тем самым обогатив свои знания о психологии. Как это применять в жизни - дело читателя. Мне кажется, в статье в первую очередь хотели просто обратить внимание, заострить то, что прочитанное МОЖНО использовать с пользой для себя в жизни)

Материалы по теме:

Картинка к "Для тех, кто читать не любит"
01 окт. 2022 г.
​Сначала для тех, кто читать не любит: будем искать книгу-ключ! То есть первую интересную для нас книгу, какая бы она ни была. Как ее найти? Проще всего расспрашивать товарищей, выпрашивать у них интересную книгу.
1Подробнее →
Картинка к "Практика умного чтения для взрослых людей"
21 мая 2015 г.
Люди, живущие осознанно, перед чтением определяют свои цели и отслеживают результаты после каждой прочитанной книги.
Картинка к "Сыну двенадцать: воспитание ответственности"
01 янв. 2012 г.
После возвращения с ВВС 2013 мой 12-летний сын часто повторял: «Позитив, конструктив, ответственность»... Правда, на вопрос, что он вкладывает в понятия «конструктив» и «ответственность», что-то внятного сказать не смог. Пришлось заниматься объяснялками. Он кивнул… Прошло полгода. Ему уже тринадцать. К моему удивлению, он иногда стал задавать мне вопрос: «Для чего ты мне это сказал, с какой целью?»