Характер в практической психологии
Как реагировать на запрос "исправить трудный характер"? Может ли консультант помочь клиенту исправить чей-то трудный характер?
Характер - вещь лукавая. У сообразительных детей часто совершенно разный характер для папы и мамы, при общении с различными родственниками и знакомыми. У многих взрослых это выражено не менее сильно.
Из учебной работы студента Университета:
"На работе я всегда доброжелателен и уравновешен, дома раньше позволял себе раздражаться и "рычать" на близких, более импульсивен и открыт. А вот пример целенаправленного изменения характера - последние 10-15 лет мне были свойственны резкие колебания настроения - отличное веселое настроения из за незначительных (на взгляд других людей) поводов могло резко качнуться в другую сторону - подавленное, депрессивное на протяжении двух-трех дней. В сентябре начав делать оранжевый цвет - буквально за месяц достиг стабильного "хорошо". И хотя единичные провалы настроения иногда бывают, но я выхожу в плюс за пару часов в тяжелых случаях, и в течении 10-15 минут в прочих (повторюсь - раньше это затягивалось на два-три дня). Благодаря тренингам Синтона я стал более открытым, более легким в общении - не могу пока оценить долговременный ли это эффект, т.к. тренинги идут каждый месяц - но изменения явно есть.
Большая часть черт характера - это заученные, привычные эмоции. Чтобы изменить характер, надо осознать, что в автоматических реакциях нас не устраивает, подобрать более подходящий шаблон реагирования и сделать его привычным. Вот так из проблемы "Характер не изменишь" получается практичный и вполне выполнимый план.
В идеале, надо не просто выработать нужные черты характера, а научиться включать/выключать необходимые, наиболее подходящие к ситуации. Своего рода "управляемая шизофрения" :) - в офис один человек, дома - другой, с клиентами - третий, четвертый и пятый. И каждый - максимально эффективный именно в этой ситуации. Тут есть над чем работать. Я занимаюсь Дистанцией, чтобы выработать недостающие мне качества".