Философия безопасного вождения

20 апреля 2014 г. в 20:00

Автор: Михаил Горбачев,​журналист, автоэксперт, автор книг по вождению и гоночной теории, архитектор автодромов

​Водитель должен уметь постоянно контролировать дорожную ситуацию, тонко чувствовать поведение автомобиля и знать его возможности в конкретных условиях. Он должен уметь безошибочно определять качество сцепления колес с дорогой и, конечно, предугадывать поведение автомобиля на различных покрытиях. Он должен видеть и прогнозировать развитие ситуации всегда на шаг, а лучше на несколько шагов вперед. Соблюдения правил дорожного движения явно недостаточно, чтобы считать себя классным водителем.

Во-первых, в плотном движении переполненных транспортом городов соблюдать все правила практически невозможно.

Во-вторых, соблюдение правил не может гарантировать отсутствия аварийных ситуаций. Важно уметь эти аварийные ситуации заранее распознавать, а если их возникновение стало уже совершившимся фактом — находить безопасный выход. И совершенно неважно, если придется исправлять ошибку другого участника движения — водителя автомобиля, пешехода, мотоциклиста, велосипедиста, крестьянина на гужевой повозке или водителя трактора. И неважно, по какой причине эта ошибка произошла. Главное качество хорошего водителя — умение не только предвидеть ошибки, но и вовремя их исправить, не доводить ситуацию до критического накала. С авто-школьной скамьи российский водитель твердо усвоил: если ты соблюдаешь правила, значит, ты прав, а как едут остальные, тебя не волнует. Но, отношения строятся не на конфронтации, а на взаимопонимании и уважении!

На первой странице немецкого учебника по вождению «Autofahren Top» написано: «Необходимыми качествами водителя являются способность не настаивать на своей правоте, гибкость в отношении к другим участникам движения, снисходительное отношение к их возможным ошибкам». Этому правилу обязательно надо следовать и нам. Иначе взаимодействовать участникам движения невозможно, а это важно, так как здесь всё построено на важном компромиссе. Надо стараться как можно меньше зависеть от других участников движения, но помнить, что это они диктуют вам стиль вождения.

Увы, мне остается только констатировать факт: у половины российских водителей агрессивный стиль вождения. Это можно объяснить привычкой обороняться, жить по принципу — «не пролезешь ты, пролезет другой». При этом, вторая половина, просто путается у первой под колёсами.

Проведите мини-тест, находясь за рулем машины на дороге с интенсивным движением. Если вам постоянно мешают другие автомобили, значит, вы сами что-то делаете неправильно. Чтобы овладеть классным стилем вождения автомобиля, важна любая мелочь, любой нюанс. Важно постоянно совершенствоваться.

Сегодняшняя иномарка — это вчерашний гоночный автомобиль, а многие общедоступные модели превосходят по динамике и скорости те, что совсем недавно считались спортивными автомобилями. Это ставит водителей в трудное положение: правилами дорожного движения скорость ограничена, но машины могут ездить гораздо быстрее. Здесь каждый делает свой выбор.

Темп жизни диктует свое: вскочил, оделся, ключ в замок зажигания, вставил CD — и газу, газу!!! В голове круговерть мыслей: как не опоздать на важную встречу, как разрешить безнадежную ситуацию, невеселые новости по радио, сердитое ворчание на правительство и недовольство подорожанием... Краем глаза: пешеходы, дети, светофоры, пробки, неудачливые искатели парковки, «чайники», «подснежники», грузовики, реклама... Опаздываю, а они еле ползут. Газу... газу!

А что, если по-другому: спокойно, предупредительно, получая удовольствие от вождения? Прежде чем сесть за руль, настройтесь на управление автомобилем, скажите себе:

— Я оставляю все заботы и проблемы вне машины.

— Я сажусь за руль, я уверен и спокоен.

— Я полностью отвечаю за себя и свой автомобиль.

— Я собран и внимателен.

— Я думаю только о вождении.

— Теперь я могу отправляться в путь!

Это упражнение очень помогает настроиться на безопасный стиль вождение каждый раз, когда ты готов рвануть с места.

  • Коммуникативное лидерство
  • Российский менталитет
  • Поведение в конфликтной ситуации
  • Воспитанность

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Компромисс"
01 окт. 2022 г.
Компромисс - промежуточное решение, дающее возможность противоборствующим сторонам хотя бы частично решить разногласие.
1Подробнее →
Картинка к "Лидер, лидерство"
01 янв. 2010 г.
Лидер — первый, главный, за кем идут, на кого равняются, кто определяет поведение других. 
Картинка к "Самоконтроль поведения"
01 окт. 2022 г.
Самоконтроль поведения — возможность человека отвечать за свое поведение в достаточно широком круге ситуаций.
Картинка к "Социальное взаимодействие"
01 окт. 2022 г.
Социальное взаимодействие — взаимное влияние людей друг на друга и совместное действование.