Фасцинация
От англ fascination — Очарование.
Специально организованное вербальное (словесное) воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их Поведение.
Формы фасцинации могут быть различными. В зависимости от акустической организации интенсивность фасцинации может варьировать от минимальной (монотонная дикторская речь) до максимальной (специально интонированная речь, декламация, пение). Важным фактором фасцинации выступает ритмическая организация сообщения. Существует также семантическая фасцинация, когда текст сообщения при определенных условиях оказывается жизненно значимым для реципиентов, вызывая резкое изменение их поведения (например, семантическая фасцинация проявилась в “феномене 30 октября 1938 г.”, когда радиоинсценировка “Борьбы миров” Г.Уэллса вызвала в США массовую панику, охватившую свыше миллиона человек. Аналогичный эффект эта радиопостановка вызвала в Эквадоре 15 лет спустя).
Эффектом семантической фасцинации обладают также Слухи.