Энурез, недержание мочи
Энурез - недержание мочи, обычно во время сна. Чаще встречается у детей.
Первичный энурез связан с нарушениями в вегетативной системе и обычно проходит сам, вместе с нормальным созреванием организма. Если же энурез не проходит, чаще всего это уже психосоматика, хотя энурез могут поддерживать и другие соматические обстоятельства.
Надеяться на силу слов, устраивать сцены, яркие эмоциональные воздействия - как правило, бессмысленно.
Энурез лучше всего лечится методом отрицательного подкрепления, а именно... Если вы обустроите ситуации, при которой ребенку придется, если он описался, каждый раз из постели вставать - уже через месяц проблема исчезает. Не ругать, не стыдить, напротив того воспитывать ко всему спокойное отношение (это не ты, это такой твой организм) - но в мокрой постели спать нельзя. Описался - встаешь. Заменишь простынку на сухую - можешь спать снова.
В семьях с технически продвинутыми родителями папы делают датчики влажности, которые срабатывают на влагу - и начинает звенеть будильник. Если датчик влажности сделать неподъемно, пусть вместо него мама встает в пять утра и проверяет кровать лично.
Как правило, этого оказывается достаточно.
Подробнее о лечении энуреза смотри →
Как правило, такие простые средства проблему энуреза решают. Если не решают - проблема или совсем медицинская (может быть, ослаблен сфинктер мочевого пузыря), или у членов семьи (ребенка и родителей), как ни странно, есть внутренняя выгода в энурезе ребенка. В этих случаях нужно разбираться в семейных проблемах. Анна Варга описывает это так:
"Люди любят и уважают друг друга, находят какое-то общее содержание жизни, но вот сексуальные отношения не сложились. Рождается ребенок. Когда ребенок маленький, то, что мы позже называем энурезом,— для него естественное поведение Но при этом к этому естественному поведению можно по-разному относиться. В условиях неудовлетворительной сексуальной близости женщина часто бывает в тревожном состоянии, и она может, например, часто проверять, описался ребенок или нет. И вовремя менять ему пеленочки. Какую информацию в таком случае получает ребенок? Ребенку это нравится, приятно, меняют пеленочки — внимание. А между супругами тем временем течет какой-то свой сюжет: надо не поссориться, но сексуальной близости достойно избежать. Как это можно сделать? «Я очень беспокоюсь за ребеночка! Если он долго лежит мокрый, он болеет, он простужается, он преет, я не могу расслабиться — я думаю о ребенке!» Это культурно одобряемая реакция: хорошая мать должна беспокоиться о ребенке. Если мама не беспокоится то это называется «все пустить на самотек» и произносится с ужасом. Дальше — больше. Ребенок растет, его надо приучать к опрятности, а как это сделать? Его надо будить и высаживать на горшок. Уже три года, а он все писается — надо будить. Мама будит. Но если потом выясняется, что когда она встает и его «подлавливает», то потом она плохо засыпает, значит (самое милое дело), надо переехать к ребеночку под бочок. У меня была одна супружеская пара с такими проблемами. У них трехкомнатная квартира в классическом варианте: супружеская спальня с зеркальным шкафом и большой кроватью, нечто типа общей комнаты со столом и буфетом и детская комната с игрушечками, партой — все как положено. В супружеской спальне мама с сыном-энуретиком спит, папа спит в общей комнате. А днем ребенок — в той комнате, где игрушечки. Маме так удобнее подлавливать ребенка и высаживать его, у нее меньше сон нарушается. У ребенка энурез, поэтому брак сохраняется и никаких конфликтов по поводу сексуальных проблем не возникает. Всякое сексуальное поведение — тонкая сфера, потому что имеет непосредственное отношение к самооценке. Чтобы об этом разговаривать без страха обидеть, вызвать конфликт, надо доверять и быть уверенным, что каждый человек не хочет обижать другого.
У меня был период, когда я увлекалась бихевиоральными методами работы с детьми. Бихевиорально энурез довольно просто снимается, если у ребенка нет никакой органики. В Консультативном центре психологической помощи семье при факультете психологии МГУ, где я проработала девять лет, применялись всякие технические приспособления для снятия энуреза, использующие так называемые биологические обратные связи (biofeedback). Энурез с их помощью довольно хорошо и быстро снимался. Многие семьи, где был ребенок, страдающий энурезом, после такой «психотерапии» разводились. Наш психиатр любил говорить: «Что ты как-то странно работаешь? У тебя как энурез, так развод. Что такое?» Теперь понятно, что это происходило потому, что, как только стабилизатор (энурез) убирался, конфликт между супругами становился явным, а способов решать его у них не было. Поэтому когда к психотерапевту приходят люди с проблемой энуреза, надо сначала решать их сексуальные проблемы, если они есть, и лишь потом снимать энурез".
----