Дочка Бука. И что теперь? (закрытый архив)
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
- У меня сегодня радость: я смогла перевести дочку из состояния Буки в позитив. Букой она стала расстроившись, что не сможет поехать на дачу. Я предложила ей принять ситуацию, ведь ничего изменить нельзя. Она спросила: “Как это принять ситуацию?”. И тут я задумалась. Меня мама научила принимать ситуацию и не втягиваться в эмоции, а как она это делала я уже не помню. Я начала вспоминать, что мы проходили на вебинарах. Решила воспользоваться простым способом: я перевела ее внимание, задав ей вопрос.
А она ответила грубо: “Не надо читать мне лекции!”. Тогда я предложила ей заплести косичку. Я заплела ее и провожала она меня уже радостно, припрыгивая. Я поняла, что смогла перевести ее в другое состояние переводом внимания.
- Кто что думает по этому поводу коллеги? Кто бы также поступил? Кто бы по-другому, лучше и интереснее?
- Я тоже использую способ переключения внимания или вычерпывание плюсов. Когда мы перешли на дистанционное образование, мы говорили с сыном про школу. Он не очень любит в нее ходить, а с друзьями видеться любит. Сперва он радовался дистанционному обучению, но потом стал подмечать, что с друзьями он не видится. Когда разговариваешь с ребенком 10 лет, то можно все объяснить. И в дальнейшем он будет рассуждать самостоятельно.
С 6 летним ребенком сложнее. Когда он зацикливается на какой-то вещи, которая его расстраивает, то с ним больше работает переключение внимания. Он еще не понимает вычерпывание плюсов. Приходится отвлекать.
- Про вычерпывание плюсов: мы даже играли в Поллианну всей семьей. Утром я про нее забыла, но сейчас я бы спросила: “А что бы сделала Поллианна?”.
- Я ждал именно этого ответа. Подумай: какой урок получила дочка? Она поняла, что она может расстраиваться, и другие должны что-то с нею делать, чтобы привести ее в порядок. Как хорошо, что у нее есть такая ласковая мама. А появится у нее муж, будет ему лет 20, и он не такой специалист как мудрая мама. И что ему делать? Вот муж налетел на любимую жену, которая сидит в состоянии Буки и ждет, что он ее будет переключать. И кто такую свинюшку подсунул будущей молодой семье? Не знаешь?
- Догадываюсь. Это моя работа отучить ее от таких реакций. Я как раз делала попытки и включала строгую добрую маму, запрещая реагировать таким образом. Сегодня, когда я услышала в ее голосе хамство, я сказала: “Анжелика, почему ты позволяешь себе таким тоном разговаривать со мной!” Она притихла: «Да, конечно, ты имеешь надо мной власть». На что я ответила: «Я имею право, даже обязанность! Я должна проявлять строгость”. Ее позабавило, как я перевела власть в обязанность.
- Можно вернуться к ситуации дочки, которая привыкла расстраиваться и другие должны с этим что-то делать. Как выходить из этой ситуации? Особенно в запущенном случае в возрасте 13 лет.
- Это еще нормально. Жена поддержит тебя в твоих воспитательных мерах?
- Жена поддержит, но не поможет. По крайней мере не помешает.
- Насколько дочка хочет чего-либо или от вас зависит? Мне интересны рычаги влияния.
- Есть приставка, которую она хочет. Мы можем лишить ее компьютера, лишить удовольствий.
- Думаю, она очень умная. Как ее зовут?
- Софья.
- Хотела бы дочка, чтобы она была счастливая?
- Думаю, да. На какое-то время зацепит.
- Я бы сказал так: “Софья, дочь, ты сейчас формируешь себя. Ты знаешь: сутулые дети какими становятся? Потом сутулятся всю жизнь. Кто в юности был спортивными, балетом занимался - спинка прямая, потом всю жизнь ходят красивыми. Кто в детстве изучал иностранные языки, теперь носители языка. Кто в детстве не изучал даже свой родной язык, те неграмотные. Сейчас у тебя идет освоение грамоты счастья. Есть наблюдение: люди, которые с детства привыкли быть с недовольным лицом, становятся несчастными. Это лицо становилось их нормой жизни. Поэтому, когда ты кривишь свое лицо, ты готовишься к несчастной жизни.” Это одна идея, и один вечер можно посвятить ей.
Но думаю вылезет еще одна вещь. Она же кривит лицо не просто так. Она кривит лицо, защищаясь от вас. Она кривит лицо, когда вам что-то от нее надо. Тогда она портит всем настроение, - это ее форма защиты, форма борьбы с вами. То есть у вас в семье идет контра. И дочка говорит: “Оставьте меня в покое, делайте то, что я хочу. Ваше мнение мне не указ.” Я правильно формулирую мнение дочки?
- Да, причем она говорит: “Будете ко мне приставать буду делать вам больно, буду портить вам настроение.”
- Я бы сказал: “А зачем нам тогда тебя любить и в тебя вкладываться?” и один вечер посвятить этой теме.
- Присоединюсь к обсуждению. У меня позавчера с дочерью такой разговор состоялся: «Дочка, вы завтра едете к папе. Я заметила, что когда ты приезжаешь от папы у тебя лицо кривится. Что ты мне хочешь сказать мне этим лицом? Может быть ты копируешь, то как это делает папа?». Она задумалась, она не обращала на это внимание. - «Нас на дистанции учат, что эмоция выражается под какую-то задачу. Ты что-то хочешь сказать?». - “Нет”. - “Давай поменяемся ролями. Ты будешь приезжать, а я буду встречать тебя с таким лицом, какая у тебя будет реакция?”. - “Я бы оставила тебя и ушла бы в свою комнату”. - “Как мне тогда любить? Или как я тебя буду понимать, что ты меня любишь, если ты показываешь мне что-то лицом? Для меня любовь - это действия. Я о тебе забочусь и много для тебя делаю. А ты для меня что делаешь? Ты так кривишь лицо, когда я тебе делаю замечание, что ты не вымыла посуду. И ты мне предлагаешь, чтобы я тебя вообще не трогала? Но извини, тогда у меня нет смысла тебя любить и стараться для тебя”. Я заставила ее подумать. Она сказала: «Я услышала, я буду следить за своим лицом».
- Наташа талантлива. Найти интонацию и так поговорить с дочерью. Снимаю кепку. Но под настроение можно спросить. “Софья, а что если мы будем вести себя как ты?”