Направляем клиента к психиатру или психотерапевту
Подготовлено Линн Ф. Мейнке, MA, RN, CLC, CSLC
Перевод: Ксения Росина, ACC, глава комитета по международным отношениям ICF Россия
1. Клиент демонстрирует утрату способности получать удовольствие или чаще стал чувствовать грусть, бессилие или безнадежность.
- Как коуч вы можете заметить, что клиент не столь бодр, как обычно.
- Клиент может чаще говорить о том, как ужасна жизнь/мир и ничего нельзя с этим поделать.
- Клиент может делать комментарии в духе «зачем пытаться» или «в чем смысл».
- Он реже стал говорить о том, что приносит ему удовольствие.
- Он может перестать делать то, что любит (например, ходить в кино, встречаться с друзьями, заниматься спортом или смотреть спортивные соревнования).
- Клиент стал говорить о невозможности предпринимать действия, продвигающие его к желанием или мечте.
2. У клиента навязчивые мысли или он не может концентрироваться или фокусироваться.
- Как коуч вы можете заметить, что клиент не способен фокусироваться на своих целях или теме беседы.
- Клиент не может выполнить запланированные действия и не знает, что ему помешало.
- Вы замечаете, что клиент начинает говорить о неприятных событиях в процессе разговора о себе и своих целях.
- Клиент говорит вам, что ему в голову неожиданно приходят неприятные мысли на пустом месте, либо когда он собирается предпринять/предпринимает какие-либо действия и клиент не может отделаться от этих мыслей.
- Клиент говорит вам о повторяющихся кошмарах, которых у него раньше не было.
- Клиент рассказывает, что у него в голове крутится множество мыслей и он не может заставить их замедлиться.
3. Клиент не может заснуть или просыпается посреди ночи и не может снова уснуть, либо спит слишком много.
- Клиент приходит на сессии уставшим или изможденным.
- Клиент начинает упоминать, что не может уснуть или говорит, что все время хочет спать.
- Клиент может рассказывать, как засыпает, но потом просыпается посреди ночи и не может снова уснуть.
- Клиент говорит, что ему приходится спать днем, чего он раньше не делал.
- Клиент рассказывает, что заснул в неподходящее время или в неподходящем месте.
4. У клиента изменился аппетит – усилился или пропал.
- Клиент рассказывает, что не голоден и не хочет есть
- Клиент рассказывает, что ест все время, обычно сладкое или «нездоровую» пищу вне зависимости от того, голоден он или нет.
- Клиент говорит, что не испытывает удовольствия от еды, хотя раньше был способен это делать.
5. Клиент испытывает чувство вины за страдание или смерть других.
- Клиент говорит, что чувствует себя виноватым за то, что он жив и не был покалечен.
- Клиент говорит, что не понимает, почему он все еще здесь/жив, в то время как кто-то пострадали/умерли.
- Клиент не хочет двигаться вперед к достижению своих целей, потому что не застуживает той жизни, которую выбрал, особенно в то время, когда кто-то пострадали/умерли.
- Клиент ставит под сомнение свое право на полноценную жизнь/карьеру, учитывая произошедшие события.
- Клиент высказывает убеждение, что он не заслуживает приносящей удовлетворение жизни.
6. Клиент испытывает отчаяние или безнадежность.
- По словам клиента ничего в его жизни не идет «хорошо».
- Клиент пропускает сессии и говорит, что хочет бросить коучинг, потому что его жизнь не стоит того, чтобы жить или он не заслуживает получить желаемое.
- Клиент впадает в избыточное негативное мышление.
- Клиент говорит, что ничего не может изменить или что он ничего не значит.
- У клиента подход «зачем пытаться?».
7. Клиент слишком возбужден и/или слишком уставший.
- Клиент говорит, что не может расслабиться.
- Клиент говорит, что подпрыгивает от малейшего звука.
- Клиент говорит, что чувствует необходимость все время быть настороже.
- Клиент говорит, что прислушивается к любому необычному звуку.
- Клиент говорит, что у него нет энергии.
- Клиент говорит, что не может выполнять обычную работу по дому, потому что слишком уставший.
- Клиент говорит, что теперь ему нужно больше сил на выполнение привычных действий.
8. У клиента повышенная раздражимость или наблюдаются вспышки гнева.
- Клиент стал враждебным или спорит с вами или другими людьми.
- Клиент говорит, что все или всё его раздражает.
- Клиент вдруг начинает отпускать комментарии о том, насколько все и всё вокруг жалко и ничтожно.
- Клиент рассказывает, что люди вокруг говорят ему, что он стал невыносимым/злым.
- Клиент рассказывает о спорах с другими.
- Клиент рассказывает, что иногда так выходит из себя, что не знает, как взять себя в руки.
- Клиент рассказывает, что чувствует себя «сжатой пружиной» или что «готов взорваться».
- Клиент все чаще говорит о желании сделать что-то, что причинит вред ему или другим, либо говорит о причиняющих вред действиях (например, что он хочет ударить кого-то, ударить кулаком по стеклу, наехать на кого-то/что-то машиной).
9. Клиент ведет себя импульсивно и рискованно.
- Клиент говорит о том, как делает что-то, не обдумав последствия своего поведения, например, скупает все подряд в магазинах.
- Клиент говорит, что ему что-то пришло в голову и он пошел и сделал это, не подумав о результате.
- Клиент рассказывает об учащении поступков, носящих разрушительный для него или окружающих характер (например, увеличение случайных связей, увеличение употребления алкоголя/наркотиков, решении вступить в брак после непродолжительного знакомства).
10. Клиент думает о смерти и/или о самоубийстве.
- Клиент стал много говорить о смерти, не только о страхе смерти.
- Клиент намекает, что смерть будет подходящим для него вариантом.
- Клиент говорит, что не против умереть прямо сейчас.
- Клиент с увлечением интересуется, какого было бы умереть.
- Клиент говорит о способах смерти.
- Клиент говорит об отправлении в лучший мир и как это будет замечательно, кажется, что он увлечен этой мыслью
- Клиент говорит, что знает, как убил бы себя, если бы хотел или у него была бы такая возможность.
- Клиент намекает, что у него есть план или способ умереть/отправиться в лучший мир/покинуть планету/выйти из ситуаций/уйти отсюда.
- В то время как раньше клиент был вовлечен, располагал к себе, тепло общался, сейчас он производит впечатление холодного, отдалившегося и замкнутого человека – поделитесь с ним своим наблюдением и спросите, что изменилось у клиента. Это часто сигнализирует о том, что человек потерял интерес к жизни и думает о самоубийстве, либо планирует самоубийство.
- В случае, если вам не понятно, что происходит с клиентом и каковы его намерения, вы можете спросить «ты хочешь умереть?», «как ты умрешь, если ты решишь умереть?», «ты планируешь умереть?», «когда ты планируешь умереть?».
- Если у вас есть малейшее подозрение, что клиент планирует умереть или совершить самоубийство, немедленно отправьте его в скорую или позвонить в экстренные службы.
- Скажите клиенту, что вы обеспокоены за него, что вы заботитесь о нем, что вы всерьез принимаете его слова и что ему нужно немедленно обратиться за помощью.
- Если клиент игнорирует ваши слова, впадает в агрессию или еще больше отдаляется, и вы еще больше обеспокоены, возможно вам потребуется сообщить, что вы нарушите соглашение о конфиденциальности ввиду тревоги за благополучие клиента и обратитесь в экстренные службы (вы можете позвонить и сообщить адрес и телефон клиента даже если он находится в другом регионе).
Важно отметить, что проявление любого из перечисленных признаков, за исключением параграфа 10 (когда человека стоит незамедлительно направить к специалисту), не говорит об острой необходимости направить клиента к психиатру или психотерапевту – каждый может испытывать эпизодические проявления любого из этих признаков. Тем не менее, если вы видите проявление нескольких признаков, а клиент не проявляется в сессии «всем своим существом», здравым и дееспособным, стоит порекомендовать ему обратиться к психотерапевту или к психиатру.
Подготовлено Линн Ф. Мейнке, MA, RN, CLC, CSLC
Перевод: Ксения Росина, ACC, глава комитета по международным отношениям ICF Россия
Телефоны экстренной помощи в Москве (мы рекомендуем вам найти аналогичную информацию по вашему региону).
Департамент города Москвы рекомендует в экстренных случаях обращаться по одному из этих телефонов:
- экстренная медико-психологическая помощь: +7 (499) 791-20-50, круглосуточно;
- Московская служба психологической помощи населению: +7 (499) 173-09-09, с 09:30 до 21:00;
- телефон горячей линии психологической помощи МЧС России: +7 (495) 989-50-50; Независимая психиатрическая ассоциация: + 7 (495) 625-06-20, круглосуточно; психологическая помощь: 051 — с городского телефона (бесплатно) или +7 (495) 051 — с мобильного телефона («МТС», «Мегафон», «Билайн», «Теле2») — оплачиваются услуги оператора связи по тарифам на исходящие звонки.
Если вам не удалось получить помощь, обратитесь в скорую неотложную медицинскую помощь по телефону врачебно-консультативного поста: +7 (495) 620-42-33 (работает круглосуточно).