Базовые психологические потребности
Разновидностью жизненно важных потребностей являются психологические потребности, без удовлетворения которых маленькие дети не получают полноценного развития. Не умирают, но как бы замирают, в развитии останавливаются и нередко подвержены заболеваниям, обходящих детей в более благополучной обстановке.
Если младенец получает пищу, но растет без общения и контакта с мамой, его развитие задерживается.
Возможно, тут точнее говорить о некоторых условиях, которые способствуют развитию ребенка или препятствуют ему. Связано ли это как-либо с потребностями и являются ли эти потребности психологическими — вопрос, видимо, отдельный.
Что касается взрослых людей, то к базовым потребностям психологического характера обычно относят потребности в:
- автономии (самостоятельности и независимости),
- компетентности (эффективности),
- в значимых межличностных отношениях
- быть членом группы и быть любимым, дополняемая потребностью в обретении чувства собственной значимости и признания другими
Если не удовлетворяются базовые физиологические потребности, страдает тело (физическое здоровье). Если не удовлетворяются базовые психологические потребности, страдает душа, тело души (душевное здоровье). Смотри Физиологические и психологические потребности
Сомнения
Самое главное — по поводу врожденности. Все исследования, описанные в статьях, проводились на взрослых людях. Каким образом данные этих исследований распространяются на младенцев? У младенцев есть эти потребности? У всех? Какими методиками это фиксируется?
Выдвину встречную гипотезу:
Потребность в автономии (самостоятельности и независимости), также как и в компетентности (эффективности), у некоторых детей бывает врожденной и сильно выраженной. У других детей эти потребности врожденные, но выражены слабо, более силен момент культурного влияния. У части детей этих потребностей от рождения нет, но они в той или иной степени прививаются. При этом в условиях глобализации момент культурной прививки имеет массовый характер, проявляющийся в самых разных культурах.
Потребность в общении является базовой для младенцев и не является таковой для взрослых людей. Это правда, что младенцы, полностью лишенные общения и не имеющие возможности себе его организовать, получают задержки в развитии, однако взрослые люди — не младенцы, и если им то или иное общение необходимо, они всегда могут его себе организовать. Да, с приятным общением жить приятно. Да, без достаточного количества денег жить неуютно. Потребность в общении не более базовая, чем потребность в деньгах — кому-то больше нужно, кому-то другое.