Мама, я боюсь папу!
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В сентябре мы ходили в парк Лефортово: я, моя жена Марина и ее хорошая знакомая, назовем ее Ира. Ира нас с Мариной сфотографировала — кажется, мы вместе хорошо выглядим!
Так вот, у Иры — отличная семья, муж — успешный бизнесмен, двое детей, все бодры и здоровы. Но Ира поделилась ситуацией, которая ее тревожит. Я записал разговор на диктофон, вот расшифровка разговора с минимальной редактурой.
Ира: Николай Иванович, у нас Паше 10 лет, и вот возникло напряжение между ним и папой. Он, конечно, не подарок, но папа с ним очень строг, и Паша мне недавно сказал: «Я папу боюсь!». Как нам быть с этим страхом?
Н.И.: Гордиться, какой у тебя сообразительный ребенок. Я всегда восхищался Пашей, это жулик еще тот! Смотри, как красиво, одной фразой Паша перевел стрелки со своих безобразий на папу. То есть не ему нужно как-то слушаться родителей, а родители, конкретно папа, должен быть к нему помягче, поменьше его напрягать, а у Паши будет страх! Любопытно, про страх это он сам, самостоятельно придумал или у своих друзей срисовал?
Ира: Не знаю, может и сам придумал. Но как теперь разобраться, это придумка или настоящий страх?
Марина: Тебе нужно знать другое: любая придумка в руках талантливых детей станет настоящей при одном условии — при поддержке взрослых. Будешь поддерживать разговоры Паши о его страхах — страхи у него появятся. Может быть, у него уже настоящий страх — я же не знаю, как долго ты его уже поддерживала!?
Ира: Не поддерживала… Он только недавно мне это сказал!
Марина: Ира, обрати внимание, как это происходит. Если ребенок один раз сказал: «Я боюсь», и окружение проглотило, мама забеспокоилась, то ребенок начинает культивировать в себе этот страх. Бояться же — выгодно и прикольно! Ребенок может первый раз брякнуть просто так, ты ему: «На тебе мороженое», — он тебе: «Ой, не нужно, я боюсь холодного!» (да хоть липкого, белого, сладкого). Но если он смотрит — это сработало, родители к этому отнеслись всерьез, то и он тогда начинает всерьез: «Я белое мороженое не могу есть, мне страшно. Купи мне крем-брюле!» И уже подключает тело, скоро будет бледнеть и трястись, если к нему кто-то с неправильным мороженым подойдет. Страх укореняется легко.
Ира: И что мне теперь делать? Что мне сказать Паше?
Н.И.: Хорошо, я могу показать тебе вариант такого разговора. Я могу сыграть за тебя, а ты сможешь сыграть за Павла?
Ира: Попробую!
Итак, далее будет два игрока: Мама (в исполнении Н.И.) и Паша (в исполнении мамы).
Мама: Отлично! Паша, хороший мой, ты мне сказал, что ты папу боишься. Расскажи мне, что ты имеешь в виду? Давно ли ты его боишься, сильно ли ты его боишься, в каких ситуациях ты его боишься?
Паша: Я папу сильно боюсь, когда он на меня ругается.
Мама: И тебе это не нравится, да? Ты бы не хотел, чтобы он на тебя ругался?
Паша: Конечно, мне это не нравится!
Мама: А ты знаешь прекрасный способ, что нужно делать, чтобы папа не ругался?
Паша: Не знаю… Какой?
Мама: Папу и маму слушаться. У тебя отличные-отличные папа и мама, и если будешь их слушаться, вовремя делать уроки и помогать по дому, то папа никогда не будет ругаться. Ты папу боишься, потому что его не слушаешься.
Паша: Но я не хочу ничего делать по дому!
Мама: Я правильно понимаю, дело не в твоих страхах, а в том, что тебе не хочется делать то, что говорят тебе мама и папа?
Паша молчит…
Мама: Ну и хорошо. Мы с тобой выяснили, что папа у нас не страшный. Папу боятся только те, кто его не слушается. А вот вопрос с твоими обязанностями по дому — согласна, тут нам нужно разобраться.
Далее — отдельный разговор уже совсем другой тематики.
Комментарии (1):
Здравствуйте! Очень хороший разбор ситуации, где благополучная семья. А я вот всегда боялась - маму, да и сейчас ее вся семья боится, кроме дедушки. Она и на работе и в семье была очень прагматичная, строгая и громкая; и любила про своих родных послетничать и "помыть им кости". Я усвоила правило: все что ты скажешь может и будет против тебя потом использовано. Она помнит "все твои трещинки "- и напоминает при каждому удобном и неудобном случае, вплоть до разбитой в семь лет ее, как оказалось любимой чашки, порванной в 10 на уроке физры формы. Знакомым также периодически достается: они своих детей совершенно не правильно воспитывают, избаловали. И вообще, все дети, кроме нее, когда была маленькой - "глупые". Что мне нужно было тогда делать? Утро в школе, но после уроков делать там нечего, да и дома есть что сделать, и даже нужно. Я по возможности не пересекалась: лучше сделать по дому когда ее нет, а когда появиться, самой уйти в гости, библиотеку. Если она сразу меня не увидит, побудет одна - может успеет остыть. И все делается лучше не под надзором - когда не знаешь, когда громыхнет. Но ведь бывало, что и уйти не даст - стой и слушай и "проглатывай". И вообще - куда это ты пошла??? Так что главное было - до прихода успеть уйти, и вернуться вечером, когда уже только погулять с собакой и спать. А работа у нее была прекрасно оплачиваемая, блатная, 4 часа в день, не сложная. О своих любовниках она тоже хвасталась, и жила при муже, моем отце. Орала на меня - что я ей мало говорю теплых слов и редко улыбаюсь. А по мне - безопасно обнимать ее разве что связанной, а сейчас тем более.