Чему можно научиться у ребенка?
Автор: Ольга Мушкарева-Кичул
Выпускница Университета практической психологии
Учимся позитиву и конструктиву
Ане 4,6 лет и, находясь рядом с ней, видя ее действительно солнечную реакцию на многие, казалось бы, обыденные вещи я удивлялась ее внутренней наполненностью этой радостью: проснулась, увидела меня — улыбка, дали на завтрак ягоды — радость, встретила подружку — счастье. Она еще не знает, как и зачем огорчаться?
Случай на площадке
Дочка подружке: «Маша, возьми мой совочек»
Маша: «Спасибо».
Дочка: «А можно я твой велосипед возьму?»
Маша: «Нельзя!»
Дочка: «Ну, ты будешь копать, а я пока поезжу, пожалуйста».
Маша: «Нет, это мой, нельзя!»
Я думала, что дочка либо обидится и заплачет, либо заберет свой совок обратно. Но дочка решает, что видимо, это неконструктивно и предлагает: «Маш, тогда пошли кататься на горке вместе!» Маша улыбается, и они идут играть. Супер! Вот пример, поведения, когда взрослому есть чему поучиться у 4 летнего малыша!
Осваиваем семейные упражнения: «комплиментщик», «радостная забота», «одобрение», «вспыхивающий взгляд»
Здесь дочке нет равных. Кто бы ни пришел из нас домой, она всегда подбежит и радостно, вскинув бровки к верху с улыбкой, громко скажет: «Маамочка/Папочка пришла!». Позитивное подкрепление в исполнении Ани просто зашкаливает: «Мама у нас такая умница!», «Папочка любименький!», «Папа — ты у меня самый сильный», «Папа, у тебя в кабинете столько всего интересного, ТЫ — здесь главный!»,
В результате муж и сын, которых она просто обезоруживает своим одобрением, расслабляются в ее присутствии, становятся пластилиновыми. Комплименты делаются постоянно и естественно, просто по ходу жизни, как само собой разумеющееся дело.Старшего сына Аня попросила починить игрушку. Он сделал. Аня с восхищением в глазах: «О, спасибо, Алеша, ты починил, ты — МАСТЕР ДЕЛА!»
Едем в машине, проезжаем много поворотов, я прошу мужа ехать осторожнее, а Аня добавляет: «Папа, ты машину водишь гениально!». 4 летний ребенок уже где-то услышал это слово и применил, и так к месту и так искренне.
Или Аня хочет конфету, подходит к папе и говорит:
— Папачка, достань пожалуйста во-он ту конфетку со шкафа.
Папа в это время за ПК и отвлекаться ему не хочется.
— Аня, попозже. И можно ли тебе, ведь ты одну же сегодня съела?
— Папочка, пожалуйста, мама разрешила, но ТЫ же ГЛАВНЫЙ, ТЫ РЕШАЕШЬ!
Конечно, после этих слов, папа расплывается в улыбке и достает конфету.
Я порой думаю, что Аня меня учит — показывает, как можно решать жизненные задачи, оставаясь всегда счастливой и наполненной радостью.