Знать и понимать ребенка. Ситуация 9
Автор: Л.Ф. Островская
Ситуация 9
Светлана (6 лет) разделила свой праздничный подарок на четыре равные части: старшей сестре - школьнице, маме, папе и себе. Каждому досталось очень мало. И вот девочка уже, кажется, сожалеет о своем поступке. На лице растерянность. Она уже готова все части соединить вместе, чтобы снова завладеть тем, что так щедро только что разделила между близкими.
Но мама рядом. От нее не ускользает выражение растерянности на лице дочери; чтобы предотвратить назревающую отрицательную развязку, мама говорит:
- Светлана поступила хорошо, как добрый человек.
У девочки меняется выражение лица: разочарование сменяется доброй улыбкой. Она радуется тому, что поступила правильно.
Комментарий психолога:
Поощрение - один из методов корректировки детского поведения. В данном случае сказанное мамой - «поступила, как добрый человек» - явилось стимулом положительного поступка ребенка. Одобрение, высказанное авансом, пробудило у девочки здоровое самолюбие, желание делать хорошее.
Ситуация 10
В беседе с воспитателем мать Миши поделилась своими мыслями о том, как она добивается послушания сына.
- Мише седьмой год, скоро пойдет в школу, и многое ему придется делать и решать самостоятельно. Мы всегда это имели в виду и потому с самого раннего детства старались воспитывать в нем умение управлять своими желаниями, отказываться от того, что не совпадает с возможностями семьи, понимать, что можно и что нельзя. См.→