Состояния сознания
Автор: Алексей Смирнов
1. Автоматизм
Выполнение действий неосознанно автоматически.
Например - ем суп ложкой, пишу текст, нажимая клавиши, жму педаль тормоза, при появлении препятствия на дороге (так что в примере Рабина с гештальтиста про водителя и пешехода для меня может не быть ни awareness (понимания) ни consciousness (осознанности). При этом я только потом могу осознать, что и как я сделал. Есть только фон, действия являются частью фона, а фигуры нет или она какая то другая. Например при восточных единоборствах, фигурой является точка на 4 см ниже пупка, на которой и концентрируется внимание, а все остальное - действия соперника, твои действия в ответ - являются фоном.
2. Поглощенность, переживанием, действием
При нем границы Я и все остальное не важны, фигура есть, но нет ничего кроме нее, в т.ч. и меня, я весь в написании текста, в мыслях, в фантазиях, в поглощении пищи, движении к цели, чувстве восторга или обиды. Исчезает фон.
Пример с текстом Энрайта с гештальтиста, про человека, рассказывающего о чем-то, и не видящего при этом человека, которому он об этом рассказывает.
3. Awareness
- понимание, осознание (информированность, осведомлённость)
Я бы описал это как "проживание-переживание", где, в отличии от поглощенности, есть я, который это делает, переживает, видит, слышит, ест и т.д.
При этом у меня нет слов, для называния этого, но есть переживание этого. Про это много было в sensory awareness (чувственное осознание). При попытке словесно описать я на какое то время выпадаю из этого состояния.
4. Consciousness
- осознанность, сознательность
Вот туда я и выпадаю, когда пытаюсь словами обозначить состояние "проживания-переживания".
Т.е. я начинаю действительно как бы отдавать отчет, что именно я делаю и как. При этом я могу продолжать это делать, но я либо движусь челноком - из awareness в consciousness, либо переживание остается фоном, а его имя - фигурой.
5. Рефлексия
- осмысление своих собственных действий
Еще дальше уводит от переживания, включая в себя размышления о том, почему и зачем мне все это.
Здесь осознавание того что и как я делаю становятся фоном, а фигурой идея-инсайт озарение - почему или зачем.