Схема «Желание-Препятствие-Приз»
Автор: Татьяна Сорокина
Выпускница Университета практической психологии
Когда моему старшему сыну Артему было 5 лет, я подумала, что неплохо было бы ему научиться плавать. Когда я предложила записать его в группу по плаванию, то наткнулась на стойкое нежелание туда идти и учиться.
Конечно, я спросила: «Почему?». Сын ответил: «Потому что я плавать не умею». Я сказала: «Так я тебя и записываю для того, чтобы тебя там научили».
В ответ было лишь недовольное лицо: ведь его пытаются заставить выполнить то, что ему делать совсем не хочется.
В течение какого-то времени я пыталась уговорить сына. Рассказывала ему, что плавать – это полезно для здоровья, что будет классно, когда он сможет держаться на воде и нырять в глубину. В конце концов, я просто записала его в бассейн: я думала, когда он увидит воду, то сам захочет поплыть. Но не тут-то было: бултыхаться на мелкоте ему нравилось, а вот по-настоящему научиться плавать он так и не захотел.
А прошлым летом мы запланировали поехать на море всей семьей. С мужем я договорилась, что мы обсудим нашу поездку с Артемом, и дадим ему выбор: либо едем на море, но тогда он идет и учится плавать, либо проводим отпуск на даче в Подмосковье. В принципе, нас, родителей, устроил бы любой вариант. Но для сына ехать на море, конечно, было бы интереснее. Я была уверена, что ради такого путешествия, Артем захочет научиться плавать.
Когда стали обсуждали наш отпуск, то невзначай я сказала Артему, что ехать на море, не умея плавать, не самая лучшая идея. И, может, лучше провести это время на даче. На что Артем сказал, что море – лучше, и что он пойдет учиться плавать! Ура!
Заканчивался февраль, а ехать мы планировали в начале лета, то есть до отпуска оставалось 3 месяца. Я очень хотела, чтобы Артем научился плавать. Но в тот момент я поняла главное, что мой сын готов преодолевать препятствие ради достижения своего желания. И формирование этого навыка стало для меня в той истории главным. А как положительный побочный эффект - Артемка к лету уже уверенно держался на воде, мог проплыть маленький бассейн на спине и умел нырять под воду. На море мы прекрасно провели время, а сын плавал и нырял в маске, рассматривая красивых рыбок и камешки под водой.
В чем же секрет того, что у Артема возникло желание научиться плавать? Ведь вначале ему было так неохота это делать? И как мне удалось мотивировать его сделать то, чего делать он не собирался? Существует наглядная схема, как это работает:
Для того, чтобы это Желание исполнилось, надо преодолеть Препятствие. У нас препятствием стало – научиться плавать. И если Препятствие благополучно преодолевается, то ребенок получает Приз – осуществление своего Желания, то есть поездку на море.
Что в этой схеме важно учитывать?
Во-первых, препятствие должно быть по силам ребенку.
Для каждого возраста препятствия разные. У маленьких детей – одни, у подростков – совсем другие. И цель родителя найти именно такое задание, которое не сломает или разозлит ребенка, а позволит ему добиться желаемого.
Бывает так, что родители ставят слишком большое препятствие ребенку на пути к достижению его желания.
Например, если бы я сказала тогда сыну, что поездка на море будет «стоить» ему первого места на соревнованиях по плаванию. Что в этом случае будет чувствовать ребенок? Здесь могут возникнуть разные эмоции: обида, злость, неуверенность в собственных силах, иногда равнодушие. Придумывая невыполнимые препятствия, родитель разрушает стремление ребенка преодолевать сложности. Ведь получить приз оказывается практически нереально.
В то же время препятствие не должно быть слишком простым или вообще отсутствовать. Когда то, чего хочет ребенок, достается слишком легко, быстро и сразу, то теряется «вкус» достижения своего желания. Дети, которых буквально задаривают игрушками просто так, испытывают пресыщение, скуку. Ведь победа сладка, когда есть ощущение, что мы можем преодолеть определенное препятствие. Тогда мы радуемся и испытываем чувство удовлетворения.
Во-вторых, ребенок должен получить свой приз.
Если после преодоления препятствия ребенок не получает обещанный и заработанный приз, то в его душе возникают не самые лучшие чувства: обида, разочарование, злость на себя или окружающих.
Прежде чем обещать приз за преодоление препятствия, родитель должен оценить свои возможности.
Может быть, то, что хочет ваш сын или дочь, слишком дорого. Либо же родители в принципе категорически против покупки такого подарка, о котором мечтает ребенок. И тогда не стоит обещать такое вознаграждение, а поискать то, что устроит и детей и родителей.
В-третьих, желательно, чтобы препятствие и приз были тематически связаны.
В моем случае, «научиться плавать» и «поездка на море» очень гармонично дополняют друг друга. Если бы препятствием стало «научиться читать», это не выглядело бы так логично. Поэтому, придумывая препятствие, подумайте о том, чтобы оно убедительно и наглядно сочеталось с темой приза.
Схема «Желание-Препятствие-Приз» очень хорошо работает, чтобы мотивировать наших детей. Используйте ее правильно, и у них всегда будет заряд энергии для того, чтобы эффективно и с удовольствием добиваться своих желаний и целей.
Комментарии (3):
А чем мотивировать хорошее поведение или школу?