Разоблачаем мифы: подпороговые аудио-внушения не работают

02 мая 2015 г. в 06:39

Автор: Елена Роулингс-Смит

Выпускница Университета практической психологии

Идея о том, что можно менять жизнь (становиться стройным, уверенным, привлекательным, успешным предпринимателем и т.д.), прослушивая записи с «подпороговыми внушениями» - это не более, чем миф. Рекламный слоган «Вы просто слушаете специальную музыку, а на подсознательном уровне происходят нужные вам изменения» не имеет под собой никаких научных оснований. Напротив, есть научные опровержения, подтвержденные многочисленными экспериментами.

Около 30 лет назад в нескольких Университетах США начали проводить исследования воздействия подпороговых внушений на людей. Самый известный и показательный - эксперимент с аудиозаписями аффирмаций под руководством известного социального психолога Энтони Пратканиса.

В исследовании приняло участие 237 человек, желающих повысить самооценку и улучшить память. Им измерили стартовые уровни этих показателей и разделили на 4 подгруппы. Участники всех подгрупп получили кассеты с аудиозаписями (трех разных торговых марок, для чистоты эксперимента), которые они должны были слушать каждый день в течение месяца.

Первая подгруппа получила аудиозапись для повышения самооценки, вторая – для улучшения памяти. А для третьей и четвертой подгрупп ученые поменяли местами записи. То есть, на обложке было написано «Повышение самооценки», а внутри – запись «Улучшение памяти» и наоборот. Участники, конечно, об этом не подозревали.

Через 5 недель было проведено повторное измерение показателей самооценки и памяти. По субъективным ощущениям участников, в 1 и 3 подгруппе выросла самооценка, у 2 и 4 улучшилась память. Однако, контрольное измерение показало, что ни один, ни второй показатель не улучшился ни у кого. Память не улучшилась ни у тех, кто слушал аудиозапись про память, ни у тех, кто думал, что слушал про память, а на самом деле слушал про самооценку. С показателем самооценки было то же самое. Таким образом, было доказано, что подпороговые аффирмации не имеют прямого эффекта и также не имеют эффекта плацебо. Единственное, что меняется – это уверенность слушателя в том, что что-то меняется, на уровне самовнушения.

Тем не менее, эффект от обычных, не подпороговых аффирмаций может иметь место. Они работают на уровне внушений. Если с нужным настроем говорить себе: «Я умный. Я смогу. Я – солнышко! У меня королевская осанка и т.п.» - это поможет. Главное – помнить, что любые внушения – это только информация, которую нужно применять и отрабатывать на практике. И тогда все получится!

 

 

Файлы:

Комментарии (2):

Крейдерова Анастасия, 09 мая 2015 г. в 12:37
Можно уточнить подпороговые это и есть бинауральные аудиозаписи или это что-то другое?
1 ответ
Н.И. Козлов, 13 мая 2015 г. в 07:07
Аудиозаписи с подпороговыми внушениями никакого отношения к бинауральной музыке не имеют. При этом научных доказательств преимуществ именно бинауральной музыки перед обычной музыкой - нет также.