Рационализация
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В 1822 году Стендаль в своем трактате «О любви» сформулировал удивительные размышления о кристаллизации как главном механизме влюбленности:
«Дайте поработать уму влюбленного в течение двадцати четырех часов, и вот что вы увидите… В соляных копях Зальцбурга в заброшенные глубины этих копей кидают ветку дерева, оголившуюся за зиму; два или три месяца спустя ее извлекают оттуда, покрытую блестящими кристаллами; даже самые маленькие веточки, не больше лапки синицы, украшены бесчисленным множеством подвижных и ослепительных алмазов; прежнюю ветку невозможно узнать. — То, что я называю кристаллизацией, есть особая деятельность ума, который из всего, с чем он сталкивается, извлекает открытие, что любимый предмет обладает новыми совершенствами. Полюбив, самый разумный человек не видит больше ни одного предмета таким, каков он на самом деле. Он теряет чувство вероятного и, преувеличивая малейшие знаки расположения любимой, верит в то, во что верить хочется».
То же самое, но проще и короче, писал А.С. Пушкин в 1828 году чудесной Сашеньке Осиповой: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!». Александр Сергеевич знал, что людям свойственно себя обманывать. Он знал, что люди легко верят в то, во что им верить сладко. Или выгодно. Или удобно.
Сто лет спустя о том же самом стал писать Зигмунд Фрейд. Он писал о механизме психологической защиты, которую он назвал «рационализацией», а именно о том, что люди регулярно и талантливо себе врут себе на пользу. Но если Стендаль и Пушкин считали это даже не пороком, а милой человеческой слабостью, вызывающей понимающую улыбку, то Фрейд шутить намерен не был и квалифицировал рационализацию как механизм психологической защиты.
«Рационализация — механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, это поиск и подбор рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины» (Википедия).
Да, Фрейд прав: люди врут себе чаще, чем писали об этом Стендаль и Пушкин. Люди с легкостью и удовольствием обманывают себя, чтобы правдоподобно объяснить неудобные для них факты или представить нормальным то, за что им может быть стыдно. Людям свойственно подтасовывать, подгонять свое понимание происходящих с ними событий под свои желания, под то, что им удобно.
Рационализация дает возможность себя обелить и оправдать, а виноватыми сделать всех других. Те мужья и жены, которые воюют друг с другом после развода, вам всегда объяснят, почему другого выхода у них нет и что там — ужасный человек.
Мы вначале что-то придумываем, а потом забываем, что это мы сами придумали себе и с удовольствием в свою придумку верим, как в правду.
Знаменитый пример рационализации — басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный».
- «Все бабы — дуры!» — чаще всего и громче всех это кричат мужчины, которых достойные женщины обходят стороной.
- «Люди не меняются» — философски констатируют обычно те, кто с собой справиться не может.
Очень старое наблюдение ведущих Дистанции: если дистантник начинает лениться, вначале он пишет отчеты более формальные. Потом пишет их реже. После этого начинает пропускать на Дистанции отдельные встречи. А когда он сходит с Дистанции, он никогда не объясняет своей ленью и неорганизованностью. Нет, дело не в нем, а в Дистанции: «Просто мне это не подходит!».
Трусливые люди свое поведение называют осторожным, агрессоры по жизни всегда объяснят, что они вынуждены себя защищать, а те, кто не научились — или устали — любить и заботиться, рассказывают всем о страшном треугольнике Карпмана «Спаситель — Преследователь — Жертва».
Ошибочка! В треугольник Карпмана попадают не те, кто любит и заботится, а кто делает это без головы или не грамотно.
Рационализация — это реальность, но отношение к ней в психоанализе и в синтон-подходе — разное. Для психоанализа это данность, которую нужно просто принять. Это вшитый в нас внутренний, бессознательный механизм, который работает у нас помимо нашей воли и сознания, работает у всех и всегда. Это делаете не вы, а ваша психика. Мы так устроены. Мы не можем так не делать!
Да? Нет, это неправда. В синтон-подходе мы смотрим на это по-другому.
Рационализация — это усвоенная в детстве привычка придумывать в свою пользу.
Если в детстве вы играли только в дочки-матери и аналогичные детские ролевые игры, где для игры строгих правил нет и требуется чаще свободная фантазия выдумывать реальность на ходу, то придумываете вы легко и, возможно, сами же верите в то, что придумали. Ну да, после этого психологи будут констатировать, что для вас характерен феномен рационализации, а обычные люди будут говорить проще: «врун».
Если же в детстве у вас были игры с четкими правилами и вы усвоили, что тех, кто пытается врать и обойти правила, называют жухалами и из игры выгоняют, вы, скорее всего, врать не приучены и имеете у людей репутацию честного человека.
Возможно, вы приучались к дурной привычке привирать в силу других причин. Если мама (или бабушка) часто ругается, но легко жалеет, если ребенок начинает ей жаловаться, то что быстро начинают делать дети? Придумывать и жаловаться на все что угодно, лишь бы не быть виноватым. А бабушка жалеет, бабушке жалеть нравится, вот она и приучает ребенка привирать.
А может быть, в какой-то семье ребенок видел в детстве, как папа врет маме, а мама на ходу сочиняет и врет что-то папе, и воспринимал это как норму… Если ребенок вырос в атмосфере бытового вранья, он будет врать, защищая себя, потому что он просто дурно воспитан.
Не нужно сочинять глубокую психологию там, где есть плохая педагогика.
Рационализация — это просто дурная привычка, а от дурных привычек нужно избавляться.
От дурных привычек нужно избавляться, потому что в противном случае рано или поздно кто-то захочет избавиться от вас.
Примерьте на себя. Если ваш бухгалтер будет, сообщая о состоянии вашего счета, вам привирать, объясняя это особенностями своей психики и бессознательным механизмом рационализации, вы знаете, как вы поступите. Да?
Отучайтесь от вранья самому себе, ничего особенного сложного здесь нет, тем более для тех, кто учится в Университете практической психологии, здесь нет. Когда вы рационализируете, умные люди рядом с вами видят это элементарно — и скажут вам об этом. Только попросите!
Если в детстве вы не научились отличать сказки от реальности, будем учиться этому сейчас. Если ваше поведение вас огорчает, скажите себе: «Ошибочка!» и обнимите себя. Все станет хорошо, и нужды себе врать уже не будет. А постепенно мы будем умнеть и мудреть, ошибки будем допускать реже, и рационализация нам будет просто не нужна.