Понимание своей вины и чувство вины
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Понимание своей вины и чувство вины (переживание вины) — разные вещи. Понимание «Я виноват», признание себя виновным совсем не обязательно связано с переживанием чувства вины. «Я виноват» может быть и мыслью, и чувством.
Важно учесть, что изначально и многие столетия подряд слово «вина» понималось вовсе не как чувство, а как объективный долг, обязанность материально возместить ущерб.
Например, у древних скандинавов, викингов было понятие «вира» — материальная компенсация роду погибшего. Если вира принималась, с этим закрывались все счёты. Иногда (нечасто) вира отвергалась, тогда начиналась война до «выяснения отношений».
Аналогично, по-белорусски «віна» означает «долг». Фраза «ён мне грошай вінен» переводится как «он должен мне денег». Поскольку белорусский язык более архаичен, чем русский, здесь мы видим более раннее значение слова «вина».
Если человек понимал, что он виноват, это значило только то, что он признавал ответственность за свой проступок и необходимость возместить ущерб.
Выбил глаз — виноват, возмести нанесенный ущерб деньгами или скотиной, а виноватое выражение лица и сгорбленные плечи, как признаки чувств и переживания, не требовались и мало кого интересовали.
Понимание вины как объективного обстоятельства в настоящее время полностью сохранилось внутри юридического и бизнес-контекста.
При разборе ДТП виновного определяют не по количеству внутренних переживаний, а по объективным обстоятельствам происшедшего. Если руководитель говорит: «Да, это моя ошибка, это я виноват», неверно это высказывание оценивать как его скрытые или тем более подавляемые чувства. Это только управленческое решение, из которого следуют определенные действия.
В целом, понимание своей вины как некое объективное обстоятельство ближе мужчинам, переживание вины (чувство вины) — женщинам. Разбирая детскую ссору, мамы нередко определяют виноватого не по объективным обстоятельствам, а у кого из детей более виноватый вид. Убежденность в том, что понимание вины не может не сопровождаться переживанием вины, является достаточно сильным внушением. Когда-то подобные внушения оказываются педагогически полезными, в большинстве ситуаций у взрослых людей подобные убеждения скорее вредны.
Если дочь узнает, что именно ее рождение запустило тяжелую болезнь мамы, что именно она явилась виновницей ее скорой смерти, она может начать переживать это как свою личную вину. После чего платить за ее переживания придется всем ее близким людям...
Разумные люди всегда готовы признать свою вину, когда они виноваты, готовы сделать все необходимое в связи с этим, но к переживаниям чувства вины не склонны.