Ответственность перед самим собой. Автор П. Куртц
Автор Пол Куртц
Источник www.humanism.ru
В каком смысле мы можем сказать, что кто-то несет ответственность перед самим собой? Безусловно, существуют высшие качества характера, относящиеся к личной жизни индивида. Можем ли мы сказать, что он обязан культивировать и совершенствовать их насколько это возможно? Обязан ли он, например, заботиться о своем здоровье, т.е. беречь свое физическое и психическое состояние? Можем ли мы сказать, что человек должен расширять горизонты своего знания, что он должен развивать свое критическое мышление, свои умственные способности и самодисциплину? Разве он не должен стремиться к творческому созиданию и развитию своих достижений? Должен ли он в разумных пределах стремиться к удовлетворению своего полового влечения? Должен ли он быть высоко мотивирован и не расточать свои таланты? Обязан ли он совершенствовать свои эстетические вкусы и оценки? Все эти процедуры включают в себя личностные ценности и выбор. Зрелая личность будет осознавать ответственность за сохранение и увеличение своего собственного бытия и будет стараться быть здоровой и мудрой.
Что если личность в праздности расточает свои таланты? Что если она не хочет работать? Что если она предпочитает непосредственные удовольствия заботе о завтрашнем дне? В свободном обществе мы предоставляем ей свободу поступать так, как она хочет. Нельзя узаконить противоположное: личность должна иметь право следовать своим ценностям в той мере, в какой она не причиняет вред другим. Право на частную жизнь является краеугольным принципом свободы воли. Все же можно поспорить с такой личностью. Я вспоминаю диалоги, которые я часто веду с молодежью и студентами университета. Основой личной ответственности, говорю я им, является, прежде всего, благоразумие: необходимо принимать во внимание долгосрочные задачи, а не просто непосредственные желания. Этому необходимо учиться на опыте. Тридцатипятилетний, сорокалетний или пятидесятилетний может сожалеть, что он упустил свои благоприятные возможности в восемнадцать, двадцать или двадцать пять лет, хотя никогда не слишком поздно учиться на собственных ошибках и, конечно, не слишком поздно учиться чему-то новому и ставить перед собой новые задачи.
Можем ли мы спросить у человека: «Чувствуете ли вы себя обязанным реализовать свои возможности?» Родители постоянно напоминают своим детям, а учителя стараются указать своим ученикам на их обязанности: будьте дружелюбны, чистите зубы, следите за вашим питанием, стремитесь получить образование, много читайте, заботьтесь о том, на ком вы женитесь, планируйте ваш будущий успех. Но дети не всегда слушают старших или обращают внимание на их наставления. Возможно, они предпочли бы плавать по семи морям, или стать художником на мансарде в Париже, или исследователем космоса, бросая вызов общепринятой морали и буржуазным ценностям. Конечно, существует тяга к жизни, полной отваги и открытий, также как и восторг от осуществления мечты. Если у них есть высшие стремления, и они в состоянии реализовать свои амбиции, то здесь нет никаких возражений. У них есть право выбирать, кем они желают быть и как они хотят жить. И если они добились успеха в своем необычном выборе, то мы можем восхищаться ими и с гордостью говорить: «Мой сын — чемпион по бильярду» или «Моя дочь — поэт». Мы не должны навязывать условные общественные стандарты даровитым и беспокойным умам. Напротив, весьма важно предоставить им возможность искать свой собственный жизненный путь. Это касается любого предприятия или открытия, это та плодородная почва, на которой произрастает прогресс. Но что если сын или дочь не хотят ничего делать, но теряют время в праздных занятиях и прихотях? Что если он нечистоплотен, неряшлив, ленив, инертен или невежественен? Мы имеем право осудить его, если он ведет такой образ жизни. Но что если он дегенерат по своей природе? Что если он не в состоянии делать какую-либо работу или поддерживать осмысленный разговор? Что если этот отпрыск на самом деле ни на что не годен и является никчемным лодырем в глазах общества?
С социальной точки зрения он не оправдал наши ожидания. Мы чувствуем, что он ответственен перед теми, кто заботится о нем или даже любит его. Но что можно сказать о его точке зрения на самого себя? Да, говорим мы, он ответственен перед самим собой, он отвечает за свои собственные потребности и желания, задачи и стремления независимо от их содержания. Увы, многие люди терпят неудачу в жизни, и их существование становится трагичным. Возможно, их падение происходит под давлением каких-то обстоятельств — ими могут стать разорение, подорвавшая здоровье болезнь, алкоголизм или наркомания, — которым им было трудно или даже невозможно противостоять. Но, в конечном счете, у таких людей все же остается выбор, и они продолжают нести ответственность за самих себя. Возможно, основной личный долг человека состоит в том, чтобы быть всем, кем он в состоянии быть, использовать свои таланты и реализовать свои способности.
Конечно, способности разнообразны и, как правило, не могут быть реализованы все вместе. Нужно ли становиться математиком или скрипачом, искусным любовником или поваром, спортсменом или бизнесменом, борцом за мир или ученым? Это дело личного выбора. Но всякое достижение требует усилия и концентрации, столько времени, сколько существует часов в дне. Не каждый может быть Леонардо да Винчи. Более того, то, кем мы станем, в значительной степени зависит от случая и судьбы. Мы можем принять решение прилагать особые усилия только в одной области нашей деятельности. Но наши решения кумулятивны, и они приоткрывают новые благоприятные возможности. Можем ли мы стать другими, если воспользуемся новой благоприятной возможностью, изберем новый жизненный путь или примем другое решение? Мы не можем идти в обратном направлении. Но все же мы можем сказать: что бы мы ни делали, мы обязаны стремиться к определенной степени совершенства в нашем деле и стиле жизни, испытывать гордость за свой жизненный путь и удовлетворение от уже достигнутых результатов. Только мистик может ставить сказанное под сомнение и избегать обязательств перед собой, предпочитая спать в маковом поле и не позволяя проклюнуться своим талантам. Существуют, кроме того, и распущенные гедонисты, которые предпочтут скорее нюхать кокаин, чем стремиться к знанию. Кто мы такие, чтобы говорить любому другому человеку, что он потерпел неудачу в жизни, что он растратил свой капитал, истощил свои внутренние возможности в распутной жизни или позволил им гнить в праздном убожестве и бездеятельности или бесполезном поиске нирваны или спасения?
Мы должны быть осмотрительными и не заниматься цензурой или критиканством. Мы должны быть чувствительны к нюансам жизни, разнообразию вкусов и наклонностей, к широкому многообразию увлечений и интересов. Личности с прометеевским характером не пытаются передать стандарты совершенства людям безразличным или неспособным на высокие свершения. Вероятно, мы обязаны указать, что человек не должен расточать свои таланты, какими бы они ни были, а, напротив, стремиться реализовать их. Но если перед нами глухой, то мы со своими словами мало что можем сделать для этого человека. Однако, если перед нами дети, можно научить их стремиться к совершенству и достижению всего, на что они способны. Применяемый метод состоит и в убеждении. Мы можем попытаться пробудить в упорствующих учениках страсть к знанию. Возможно, мы сможем посеять семена новых возможностей в убогие души с тем, чтобы они принесли плоды в будущем. Мы можем пробуждать и стимулировать страсть к личному росту и развитию. Но мы можем только направлять. Если импульсы отсутствуют, то мы не можем породить их. Существует одна стратегия: «Если вы попробуете, то, возможно, что это вам понравится!» Я думаю, например, что если молодому человеку не нравится французский сыр, или Барток, или Т.С. Элиот, то он что-то упустил в жизни. Если же у него хороший вкус, и он много слушает и читает, то он может начать ценить такие удовольствия. Можно научиться высоко ценить блага самореализации в творческой работе, спорте, путешествиях, отважных приключениях, музыке, поэзии, философии и науке.
Комментарии (1):
Суть понятна, есть здравые мысли, но от части формулировок то веет надменностью "убогие души", то синдром демиурга, то абсолютная вкусовщина о сыре, да и сам фанатизм просвещения не особо работает, ведь большая часть людей на планете по статистике потребители, а не создатели.