Освоение ребенком различных ролей
Освоение различных ролей происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребенка.
Условием освоения новой роли является сформированность необходимых для нее навыков и способностей. Роль дается тому, кто имеет для этого нужные данные - нужные умения или статус, или кто сам эту роль берет, проявляя интерес к ней или на этой роли настаивая.
Освоение социальных ролей
В детстве также происходит освоение межличностных ролей, характеризующих положение человека в системе общения с другими людьми. Разные модели воспитания - свободное воспитание, дисциплинарное воспитание - дают разные возможности для развития ребенка.
Освоение ребенком роли родителя
В освоение ребенком роли родителя решающее влияние на этот процесс оказывает пример собственных родителей.
Преобладание негативных моментов в семейном воспитании или отсутствие адекватного образца (как это имеет место в неполных семьях) приводит к тому, что человек либо отвергает воспринимаемый пример, но не имеет возможности освоить иной вариант данной роли, либо просто оказывается лишен основы формирования соответствующих форм поведения.
Спорным является роль авторитарного воспитания. Обычно, в условиях авторитарного воспитания ребенок чаще привыкает к зависимости, несамостоятельности, покорности, что впоследствии не позволяет ему принять роль лидера и препятствует формированию инициативного, целеустремленного поведения. С другой стороны, авторитарное воспитание в исполнении мудрых родителей приводит как раз к самым замечательным результатам. См.→
Освоение новых ролей как способ развития личности
Освоение новых ролей - естественный способ развития личности, однако то, что было таким естественным в детстве, с определенного этапа взросления начинает вызывать вопросы. Абсолютно естественно то, что люди хотят становиться другими, и то, что они становятся другими. Весь вопрос в том, насколько это новое и другое самим человеком понимается и оценивается как приемлемое, как хорошее, как его или не его. См.→