Мужское и женское: мир предметов и мир отношений
Мир мужчины - предметный мир. Мужчина может хорошо разбираться в отношениях, но изначально, по своей природной сути, мужская задача - создавать предметы, чинить предметы, разбираться в предметах.
Мир женщины - мир человеческих отношений. Женщина может великолепно ориентироваться в природном мире, но ее природная женская стихия - не предметный мир, а отношения. Женская задача - создавать отношения, выстраивать отношения, управлять отношениями.
Проведенное в 1978 году Вагенвурдом и Бейли исследование показывает, что 75% опрошенных мужчин на первое место в жизни поставили работу, а 75% опрошенных женщин – дом и семью.
Мужчины и женщины в жизни обращают внимание на разные вещи. Изучение 50 пар, проведенное в помещении, показало, что в первые 10 минут женщины уже установили (или предположили), кто с кем из пришедших находится в близких отношениях. Женщины отметили пары, которые ладили, спорили, а также обратили свое внимание на наиболее симпатичных и выделяющихся среди остальных. У мужчин же все было по-другому: они искали запасные входы и выходы из помещения.
Женщины более мужчин склонны к манипуляциям во взаимоотношениях (см.→) и при этом обычно убеждены, что они не манипулируют (см.→).
Все мы родом из детства
С детства: девочки играют в куклы, мальчики возят и мастерят машинки.
Мальчики и девочки еще до рождения «знают», кто будет играть в машинки, а кто в куклы. Не верите, попробуйте дать выбор двухлетнему мальчику, в ста случаях из ста выберет машинки.
Мальчики могут играть в кубики или машинки - часами. А в это время девочки - часами! - разыгрывают отношения, играют в семью, играют разные роли в отношениях, разыгрывают обиды и прощения...
Вот дети рисовали на тему «космос». Перед нами один из рисунков. Вот ракета: старательно вырисованы все дюзы и сопла, рядом космонавт. Он стоит спиной, но на спине множество разных датчиков. Без сомнения, это рисунок мальчика. А вот другой рисунок: ракета нарисована схематично, рядом с ней космонавт - лицом, и на лице и глазки с ресничками, и щечки, и губки - все тщательно вырисовано. Это, конечно, рисовала девочка. Вообще мальчики чаще рисуют технику (танки, машины, самолеты...), их рисунки наполнены действием, движением, все кругом движется, бежит, шумит. А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя.
Давайте сравним реальные рисунки детей подготовительной группы детского сада: мальчика и девочки. Тема задана одна и та же «после снегопада». Все мальчики в группе кроме одного, нарисовали уборочную технику, а девочки - себя, прыгающую через сугробы. В центре рисунка девочки - обычно она сама...
Если попросить детей нарисовать дорогу в детский сад, то мальчики чаще рисуют транспорт или схему, а девочки себя с мамой за ручку. И даже, если девочка нарисует автобус, то из окошка обязательно она сама выглядывает: с ресничками, щечками и бантиками.
А как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду или школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю или учителю и, отвечая, ищет у них в глазах подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А какой у нас следующий урок?), а девочки для установления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) - на отношения между людьми. См.→