Можно ли шлепать ребенка. Обсуждение на форуме Синтона
Субъективность восприятия
На форуме Владимира Леви есть интересный раздел о воспитании детей. Родители обращаются с проблемами, а бывалые мамы делятся опытом. Я оттуда многое почерпнул.
Однажды на том форуме состоялась дискуссия о том, можно ли шлепать ребенка.
Основная идея, которую я развивал в той дискуссии: в некоторых ситуациях физические наказания показывают себя эффективно. Причем ребенок не получает от этого никаких "психических травм" и "дурных примеров". Разумеется, нашлись мамы с другими взглядами. Поговорили, поспорили, в итоге каждый остался при своем мнении.
Интересно другое. Через некоторое время на том же форуме возникла другая тема. Мама обратилась с проблемой: над ее дочкой в школе издевается какой-то мальчик. Что он делает: портит ее вещи; закидывает снежками (один раз попал в глаз); один раз сорвал шапку и бросил в грязь.
Ох, видели бы вы благородный гнев родителей... Мальчика окрестили подонком; многие предлагали с ним «разобраться».
И та самая мама, которая писала в первой теме, что шлепать нельзя, в это написала буквально следующее:
FIRSTTD Ну а как "наказывать" подонка? Я вот думаю, как бы я поступила: ну наверное импульсивно: с нашим папой-качком в школу бы пошла, нашли бы пацана и, скорее всего, "по хорошему" я бы с ним не говорила. Я бы не сдержалась, и ТАК бы на него зашипела, что его бы проняло, скорее всего. И папа наш так умеет, может сказать тихо, но жестоко. И не рассусоливала бы, пытаясь понять подонковскую "нежную детскую душу", мне бы до фени эта душа была
Цитата
|
Мда... Этой маме явно важнее, чтобы с ее ребенком было все в порядке, а что там с чужим ей до фени. По-человечески понятно, но что-то меня такая педагогика не впечатляет...
Пирамида ситуаций
Для тех, кто любит думать, предлагаю поразмыслить над несколькими ситуациями.
Предположим, я – ребенок дошкольник.
Ситуации:
1. Я бежал, споткнулся и ободрал коленку. Больно, на коленке кровь, будет синяк.
2. Я играл возле двери, совал палец в цель. Мой брат случайно захлопнул дверь, когда в щели находился мой палец. Очень больно. Даже ноготь отслоился. Тем не менее, много лет спустя я забыл этот эпизод из своей жизни. Просто знаю, что это было, но не помню как.
3. Мама на что-то разозлилась на отца, и устроила ор. И хотя мама орала не на меня, мне было очень страшно. Я забился в угол и ждал, когда все это закончится. Даже много лет спустя я могу вспомнить то свое состояние страха.
4. Я раскачивал детскую горку, на которой в это время стоял другой мальчик. Сзади подошла мама этого мальчика, шлепнула меня по попе, забрала мальчика и ушла. Больно и обидно. Я даже не понял, за что получил шлепок. Тем не менее, через пять минут я уже успокоился и играл во что-то другое.
5. Я за что-то разозлился на старшего брата, и несколько раз ударил его кулачком. В ответ он дал сдачи, причем, ясное дело, он сильнее. Больно и обидно. Разревелся.
Все это реальные случаи из моего детства.
Шлепок присутствует только в четвертом воспоминании. Как вы думаете, было ли оно для меня каким-то особенно обидным, болезненным, трудным...? Нанес ли мне (ребенку) шлепок какой-то особый вред по сравнению со случаями 1, 2, 3, 5?
А вот еще несколько ситуаций для раздумья:
6. Ребенок за что-то разозлился на маму, и попытался ударить ее, но она перехватила руку, и крепко держала, хоть он пытался вырваться. Немного больно, обидно. Ребенок устроил истерику.
7. Ребенок за что-то разозлился на маму, и ударил ее кулачком. В ответ она шлепнула его по попе. Немного больно, обидно. Ребенок разревелся.
8. Ребенка-первоклассника задирает в школе одноклассник-хулиган. Портит вещи, толкает, ставит подножки и т.д. Классный руководитель только руками разводит.
А теперь главный вопрос: так есть ли какой-то особый вред от шлепков?
И если да, то чем ситуация «меня шлепнули» принципиально отличается от:
- я упал, и больно ударился коленкой об асфальт
- меня больно стукнул брат
- меня больно стукнул одноклассник
- меня силой заставили сделать то, чего я не хочу
- на меня наорали
- меня запугали