Личный пример (А. Кленов)
Автор: Антон Кленов
Проведя накануне вечером около двух часов, собирая одной рукой малышовы игрушки, а другой держа самого малыша, которому срочно приспичило получить немного ласки, я подумал, что самое время начинать прививать ребенку немножко интереса к порядку. В гостиной опять негде было ногу поставить, а ведь вчера вечером пол был чист...
Момент был идеальный: малышу только что надоела очередная головоломка, состоящая из четырех типов геометрических фигур с отверстиями, от одного до четырех в каждой фигуре; фигуры нужно было насадить на соответствующее количество штырьков на доске. Ребенок привычным движением отшвырнул от себя головоломку, на которой, к тому моменту правильно была насажена равно одна из шестнадцати фигур и радостно показал в сторону коробки с конструктором "Лего". Детали головоломки разлетелись во все стороны комнаты, несущая доска приземлилась ровно в центре.
- Ка! - сказал ребенок сияя.
- Ага! Уже бегу! - ответил я. - Только сначала собери то, что разбросал! Сначала собери головоломку!
- КА!!! - в голосе появилось возмущение.
- Головоломка!
- Неее-ее! - сказал ребенок и для пущей убедительности замотал головой.
- Тогда никакого конструктора.
- ААА!
Это было дело принципа для обоих. Я знал, что он может ее собрать. Ему сейчас просто было неинтересно. Я знал, что в доме он уже давно всех "построил", дедушки и бабушки давно ходили по плинтусу, здоровались с его плюшевыми мишками и лезли вон из кожи, чтобы всячески угодить юному дрессировщику... Мама в вопросах порядка обычно с ним не связывалась, ибо самой убрать проще. Осталось укротить папу...
- КА!!!
- Головоломка! Поиграл - убери за собой! Ладно, компромисс: я тебе приношу все детали на диван, а ты все расставляешь по местам. На, вот детали, давай клади все на место!
За следующие пять минут на свои места попали три детальки. Каждую из них малыш "пытался" надеть на все возможные неправильные позиции, каждый раз дожидаясь моего "нет" и радостно улыбаясь спорил, клал рядом и, в конце концов, на положенное место. Первый переходный возраст, ничего не поделаешь...
- КА!!
- Сначала головоломка, потом конструктор!
Ребенок слез с дивана, приволок из своей комнаты музыкальную книжку с кнопками, стал нажимать на кнопки и слушать песенки. Всем своим видом он показывал, что ничто в мире его не интересует меньше, чем какой-то там конструктор...
...Но ребенку в тот день крупно не повезло: у папы было время и было вдохновение. Сдаваться я не собирался. Я достал с полки вожделенный конструктор, сел прямо перед ним, открыл коробку и стал доставать детальки по одной, делая вид, что внимательно их изучаю. Ребенок моментально протянул к ним ручки:
- КА!!
- Сначала головоломка, потом конструктор!
Ребенок залез на меня, пытаясь добраться до самой коробки. Будучи готовым к такому повороту событий, я поднял коробку вверх, убрав ее из зоны его досягаемости. Малышу только и оставалось, что, не солоно хлебавши, вернуться к книжке, к которой он, между делом, потерял последний интерес...
Я чуть отсел, дабы предотвратить дальнейшие попытки завладеть вожделенным насильственно и стал стучать деталькой об детальку, собирать несложные конструкции из трех-четырех деталек, пробовать на язык только что собранные "шедевры". У малыша только что слюнки не текли изо рта...
- КААА!!! КАААА!!! ДАЙ!!!!!
- Сначала головоломка, потом конструктор!
Ребята в Дании, которые "Лего" придумали, свое дело знают: яркие разноцветные симпатичные детальки никого не могли оставить равнодушным! Делать нечего - желание пересилило вредность...
Такой скорости сборки я еще не видел никогда... Не уверен, что я бы смог так быстро все отсортировать. Ошибок он практически не делал. С одного раза, с размаха, он вколачивал фигурки на свои места. Хорошо, что вся головоломка была из качественного дерева, иначе бы ей пришлось несладко...
- КА! КА! КА!
Ребенок снова протянул ручки к коробке.
- Вон там еще! - Сказал я и указал на валяющуюся в стороне детальку. В отличие от ребенка, я умел считать до шестнадцати. ;)
Делать нечего, ему пришлось добирать недостающие фигурки.
- КА!
- А вон та фигурка чем провинилась?
...
Думаю, такого удовольствия от конструктора он не получал еще никогда. Он только что не разговаривал с каждой деталькой...
...
Само собой разумеется, что этот конструктор опять собирал я, когда ребенок пошел спать. Моральных сил на новую схватку с маленьким негодником у меня не осталось; кроме того было неясно, что можно использовать в качестве стимула...
Но на следующее утро, необычайно окрыленный своим педагогическим достижением, я решил развить успех. Камнем преткновения стал все тот же вчерашний конструктор "Лего", который успел "расползтись" по всей комнате. Мне пришлось долго рыться в ящике с его старыми игрушками, но не зря: я нашел его другой старый конструктор, который должен был вызвать его интерес, так как он его хорошо успел забыть.
За то время, что я собирал симпатичный домик, малыш на меня даже и не взглянул. Едва приладив к домику печную трубу, мне пришлось прерваться, так как мама вернулась из магазина и я должен был поднять тяжелые ящики в квартиру.
...
Когда я вернулся, на пороге меня уже ждал возмущенный ребенок. Прямо перед входной дверью валялись внушительной кучкой "развалины" моего домика, а рядом стояла коробка, в которой детальки "жили".
Мама, едва сдерживая смех, мне рассказала, что все время, что я ходил, малыш носился по квартире с коробкой от конструктора с воплями "ПАПА! КА!".
Естественно: папа совсем обнаглел! Поиграл с конструктором, а убирать за собой не хочет. Только бы ему других учить!!!
...
Я грустно посмотрел на плинтус. У меня оставалось чуть меньше полугода, чтобы сделать его более удобным. Сомнений в том, что к его второму дню рождения я, как и все, буду по нему ходить, у меня больше не оставалось...
P.S.
Раньше писали в таких случаях "когда верстался номер" :)
На следующий день пришли в гости бабушка и дедушка. Ребенок подошел к шкафу с игрушками, достал головоломку, разобрал. Минут пять с ней играл. Аккуратно все собрал, протянул мне и сказал:
- На!
Я взял у него игрушку, положил в шкаф. Так повторилось с другим конструктором, с третьим.
Бабушка и дедушка были просто счастливы. Мне в тот день от них здорово досталось:
- Ну почему ты все время наговариваешь на ребенка! Смотри какой он у вас золотой! Все сам всегда кладет на место, ничего не разбрасывает. Аккуратно поиграет и все сам соберет! Нам бы такого ребенка, ты вечно все только разбрасывал...
Доказывать что-то было бесполезно...
Дедушка с бабушкой собрались уходить. Я проводил их до низа. Когда я вернулся...
...И первый, и второй, и третий конструкторы были равномерно разбросаны по всей гостинной... Сверху возвышался ребенок с улыбкой до ушей... В глазах читалось: "Ну что, воспитатель, теперь и тебе досталось от родителей? Еще посмотрим, кто кого!" :)