Личностные кризисы и развитие личности
Личностный рост и развитие, даже сопровождающийся трансформацией, кризисом является не всегда. Личностное развитие, как разновидность развития вообще, может происходить в результате самых разнообразных процессов.
Развивающееся производство временно остановилось в связи с необходимостью перестройки технологического процесса. Это — кризис? Не обязательно. Если это плановый процесс и условие дальнейшего роста, то такой штатный момент развития предприятия кризисом никто не назовет, все в порядке и все довольны.
Гусеница застывает в куколку — у нее нормальный этап трансформации, естественный момент ее роста. Она выпорхнула бабочкой — кризисом происшедшее назвать трудно, никто ни с кем не сталкивался, никаких острых стадий нигде не было.
Мнение, что личностные кризисы обязательно сопровождают рост и развитие личности, не более чем миф. Можно ли в принципе говорить о личностных кризисах маленького ребенка — вопрос отдельный и не простой. Л.С. Выготский писал о кризисах развития: до определенного возраста каждый переход на новую ступень развития личности как правило является одновременно и личностным кризисом. Кризис трех лет — это ступень развития ребенка, часто сопровождаемая еще и болезненными процессами, личностным нездоровьем маленького человечка. Ребенок буянит, протестует, устраивает истерики...
Когда ребенок готов к новым отношениям, а родители тормозят, дело завершится кризисом. Если взрослые не замечают, что ребенок — уже не малыш, что сюсюканье ему уже не нравится, что он хочет иметь свой угол, свое мнение и в принципе свои права, то рано или поздно ребенок начинает об этом заявлять родителям в конфликтной форме. Проблемное поведение ребенка в периоды так называемых возрастных кризисов связано не столько с ростом и развитием ребенка, сколько с некомпетентностью его родителей.
Наблюдения свидетельствуют, что развитие ребенка от этапа к этапу может не сопровождаться кризисными явлениями, в любом случае очень многое зависит от атмосферы семьи, где растет и развивается ребенок.
Что касается жизни взрослого человека, то процесс его роста и развития может идти вполне здоровым путем, планово, личностными кризисами не сопровождаясь. Нет никаких данных, свидетельствующих о том, что личностные кризисы — обязательная составляющая жизни и личностного развития каждого взрослого человека. Будут ли те или иные ступени развития уже взрослой личности сопровождаться личностными кризисами — депрессиями, алкоголизацией, проблемным уходом из семьи — зависит от степени готовности человека к этим новым этапам в его жизни. Личностный кризис — показатель не взросления, а неготовности человека к изменениям.
Возрастные кризисы детей вспыхивают, когда ребенок уже изменился, готов к новым отношениям — а родители тормозят. У взрослого человека возникает возрастные кризисы, когда меняется его жизнь, возникают новые обстоятельства, а человек — тормозит, к новым жизненным вызовам не готов. При этом фактом является то, что большое число взрослых людей живет с вполне инфантильным мировоззрением и готовить себя к будущему нужным не считают. Естественно, в этом случае закономерным образом личностные кризисы их ждут, становясь возрастными кризисами.
Гейл Шихи выдвинула предположение, что возрастные кризисы посещают современного человека каждые семь лет. В сильно упрощенном виде: 16 лет «Я не маленький!», 23 года — «Я полноценный взрослый», 30 лет — «Мечты юности несостоятельны», 37 лет — кризис середины жизны, замаячила Смерть, и так далее... Смотри →
Личностные кризисы можно рассматривать как определенный этап в развитии личности, однако исследования показывают, что позитивная оценка результатов кризиса для личности (переосмысление жизни, открытие новых горизонтов) — вещь достаточно редкая, не более 5%. Более эффективно взрослый человек развивается не через кризисы, а здоровым, плановым путем. Более предпочтительно вырабатывать не позитивное отношение к личностным кризисам, а ориентировать людей на позитивную мотивацию в своем личностном росте и развитии. См.→